О внесении изменений в статью 108 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Второе чтение

Председательствует Председатель Государственной Думы С.Е. Нарышкин.

Председательствующий. Вернёмся к проекту повестки. Какие имеются вопросы?

Включите режим записи. Покажите список записавшихся.

Олег Николаевич Смолин.

Смолин О.Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Сегодня в повестке под номером 5 у нас стоит законопроект, касающийся возвращения льгот детям-сиротам при поступлении в вузы. Замечательно, что такое решение Государственная Дума собирается принять (мы в своё время настаивали на том, чтобы эти льготы у них и не отнимали), но в предварительной повестке было ещё два законопроекта, под номерами 354879-6 и 344036-6, которые предлагали, как нам представляется, лучшее решение этого вопроса, а именно увеличение квоты, тогда как по той версии, которая будет приниматься сейчас, проблемы сирот будут решаться отчасти за счёт детей-инвалидов. Из окончательной повестки эти законопроекты исчезли, мы просим вернуть их в сегодняшнюю повестку дня. Прошу поставить моё предложение на голосование.

Председательствующий. Коллеги, Олег Николаевич Смолин предложил поставить в повестку ещё два законопроекта, номера их он назвал. Ставлю предложение на голосование.

Включите режим голосования. Покажите результаты.

Результаты голосования (10 час. 42 мин. 23 сек.)

Проголосовало за 197 чел. – 43,8%;

Проголосовало против 172 чел. – 38,2%;

Воздержалось 0 чел. – 0,0%;

Голосовало 369 чел.

Не голосовало 81 чел. – 18,0%.

Результат: не принято.


Председательствующий. 5-й вопрос, проект федерального закона «О внесении изменений в статью 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Смолин О.Н. Я прошу вынести на отдельное голосование поправки 3 и 2, именно в таком порядке, из таблицы отклонённых.

Председательствующий. Принимается.

Поправка 3. Олег Николаевич Смолин.

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги и уважаемый Сергей Евгеньевич! Я позволю себе напомнить парламентскую часть истории этого вопроса. По закону «Об образовании», который действовал до 1 сентября 2013 года, дети-сироты при поступлении в высшие учебные заведения пользовались льготами в полном объёме, причём без всяких квот. Аналогичная позиция нами предлагалась и в рамках законопроекта «О народном образовании», отклонённого большинством Государственной Думы, и когда обсуждался во втором чтении закон «Об образовании в Российской Федерации», и тогда большинство Государственной Думы с нами не согласилось в части сохранения этих льгот. Если теперь большинство Государственной Думы до этого дозрело, мы, естественно, это приветствуем, но, уважаемые коллеги, хотел бы обратить ваше внимание вот на какое обстоятельство: поскольку закон вступил в силу с 1 сентября, мы ещё не знаем, как работает и как будет работать система с квотами, это прояснится только следующим летом, — получается, что мы помогаем детям-сиротам за счёт детей-инвалидов, за счёт квоты, установленной для детей-инвалидов. Мне кажется, это не совсем правильно, поэтому мы, как, кстати, и наша коллега, член Совета Федерации и бывший член фракции «Единая Россия» Людмила Николаевна Бокова, предлагали, предлагаем и будем предлагать увеличить квоту с 10 до 15 процентов, чтобы не приходилось помогать одним детям за счёт других.

Прошу поддержать поправку.

Председательствующий. Спасибо. Ставлю поправку 3 на голосование.

Результаты голосования (11 час. 42 мин. 49 сек.)

Проголосовало за 193 чел. – 42,9%;

Проголосовало против 0 чел. – 0,0%;

Воздержалось 0 чел. – 0,0%;

Голосовало 193 чел.

Не голосовало 257 чел. – 57,1%.

Результат: не принято.

Поправка отклонена.

Олег Николаевич Смолин. Поправка 2.

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, поправка 2 связана с поправкой 3, и, поскольку уважаемый Вячеслав Алексеевич привёл пять аргументов за отклонение, я приведу ровно столько же за принятие.

Хочу заметить, что общее количество детей-инвалидов и детей-сирот, которые поступают в высшие учебные заведения, действительно не достигает 10 процентов, хотя статистика здесь довольно разная, но дети-инвалиды поступают далеко не на все специальности: они не поступают на медицинские специальности, как правило, на военные специальности, в силовые структуры, на инженерные специальности и так далее, и так далее, вот поэтому на самом деле, конечно, нельзя считать механически эту квоту. Это первое.

Второе. Инвалидам нередко отказывают учебные заведения, где нет специально созданных условий. Если мы когда-то поступали без всяких оговорок, сдашь экзамены — поступаешь, то сейчас нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда человеку с инвалидностью говорят: у нас нет специально созданных условий, а в твоей индивидуальной программе реабилитации написано, что ты можешь учиться только в специально созданных условиях, поэтому у нас ты учиться не можешь. А льготой можно воспользоваться только один раз, в одном учебном заведении.

Третье. Уважаемые коллеги, инвалиды в большинстве случаев относятся к людям с низкими доходами, поэтому им сложно получить платное образование.

Четвёртое. Я хотел бы заметить, уважаемые коллеги, повторить ещё раз, что не совсем правильно, когда мы одним категориям льготников помогаем за счёт других. Мы в своё время принимали закон о монетизации, идеология которого заключалась в том, чтобы помогать бедным за счёт нищих, — я не думаю, что нужно повторять это.

И наконец, пятое. Мне кажется, что окончательное решение можно было бы принять после того, как будет апробирован этот закон в процессе правоприменительной практики, поэтому сейчас, чтобы не ограничивать право, предлагаю принять норму о 15 процентах, а после, через год-два, определиться, как поступить дальше.

Прошу поддержать.

Результаты голосования (11 час. 46 мин. 01 сек.)

Проголосовало за 188 чел. – 41,8%;

Проголосовало против 0 чел. – 0,0%;

Воздержалось 0 чел. – 0,0%;

Голосовало 188 чел.

Не голосовало 262 чел. – 58,2%.

Результат: не принято.

Полный текст стенограммы.