О назначении на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Председательствует Председатель Государственной Думы С.Е. Нарышкин.

Смолин О.Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, начну с четырёх вводных.

Первое. Я реалист и прекрасно понимаю, что при действующем законодательстве и расстановке политических сил несравненно лучшие шансы быть избранным на должность Уполномоченного имеет кандидат, поддержанный или предложенный президентом.

Второе. Я с уважением отношусь к мнению правозащитников, многих их которых знаю лично.

Третье. Очень благодарю фракцию Компартии за высокое доверие, но высказывать буду личную точку зрения.

И четвёртое. Вышел на эту трибуну для того, чтобы ещё раз заявить: российские левые не просто придают проблеме прав человека огромное значение, но и имеют на неё свой системный взгляд. Вот четыре главные опорные точки этой системы.

Первое. Мы не меньше либералов ценим политическую свободу, а, значит, политические и личные права человека. На наш взгляд, такой свободы и таких прав современной России недостаточно. Дело, коллеги, даже не в международных рейтингах, где мы лишь ближе к сотовому месту или даже во вторую сотню попадаем. Но каждый, кто занимается реальной политической или общественной деятельностью, понимает, что это так. Я просто напомню, что в своё время на экстремизм проверяли даже мой законопроект «Об образовании в Российской Федерации». Я стал единственным депутатом, который имеет официальное подтверждение того, что он не экстремист. Уполномоченный по правам человека по Конституции и закону вне политики, но правозащитная сторона политической свободы, несомненно, существует, и ею надо заниматься.

Позиция вторая. Мы не меньше консерваторов готовы защищать традиционные ценности и связанные с ними права человека. Между тем, социология показывает, что ситуация и здесь неблагополучна. Например, 55 процентов российской молодёжи заявляют, что во имя личного успеха готовы преступить все десять заповедей. Именно поэтому, согласно недавнему исследованию, по индексу счастья мы находимся в нижней половине мирового рейтинга, поскольку человек атомизированный – несчастлив по определению. Защита прав человека на традиционные ценности, на поддержку со стороны государства семьи, детей и ветеранов должна, безусловно, быть одним из главных направлений деятельности Уполномоченного.

Позиция третья. Особое значение мы придаём социальным правам и, более того, полагаем, что именно эти социальные права являются основой реализации права на жизнь. По Конституции Россия, как известно, социальное государство. В действительности она пока таковым не является. Хочется верить, что лишь пока.

Напоминаю: наша «минималка» в десять раз, с учётом роста курса евро, ниже «минималки» во Франции, но производительность труда ниже всего в 2,5 раза. Разве это не проблема прав человека?

А вот тема со здравоохранением, уважаемые коллеги. Недавно «Левада-центр» провёл опрос о том, есть ли у вас возможность получить качественное медицинское обслуживание. Ответы распределились следующим образом: 4 процента – определённо да; 23 процента – скорее да (итого: 27 процентов); скорее нет – 45; определённо нет – 22. Таким образом, две трети российского населения не могут получить качественную медицинскую помощь.

Каждый понимает: никакие права при отсутствии здоровья, нереализуемы. И здесь работы для Уполномоченного непочатый край.

Позиция четвёртая. Мы полагаем, что российский Уполномоченный может и должен активно защищать права наших соотечественников за рубежом. Мы не можем закрывать глаза на то, что права человека нередко становятся прикрытием для геополитических интересов, и при этом часто применяются двойные стандарты.

Либеральнейший и озабоченный правами разного рода меньшинств Европейский Союз, европейские структуры десятилетиями закрывали глаза на нарушения прав человека, прав русских, в частности, русскоговорящих в Прибалтике. Аналогичная ситуация по Крыму. Российский Уполномоченный не может и не должен уклоняться от таких проблем.

Однако, уважаемые коллеги, совершенно очевидно: в мире к нему станут прислушиваться лишь в том случае, если он будет иметь мужество говорить правду не только чужим, но, прежде всего, своим властям. Ясно одно: кто бы ни стал Уполномоченным по правам человека в России, ему, как и правозащитникам, безработица в обозримой перспективе не угрожает.

Позволю себе напомнить: при более чем 160 моих законов и законопроектов, которые зафиксированы в базе Государственной Думы, подавляющее большинство имеют правозащитный характер. И я намерен продолжать правозащитную деятельность, независимо от результатов сегодняшнего голосования. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо, Олег Николаевич. Переходим к вопросам. Николай Васильевич Коломейцев.

Коломейцев Н.В. Спасибо.

Уважаемый Олег Николаевич, безусловно, Вы очень подготовленный, квалифицированный и готовый защитник прав человека. Но скажите, пожалуйста, могут ли в стране защищаться права, если даже над депутатом Государственной Думы можно безосновательно глумиться два года, при том, что те, кто на него составил документы, уже выгнаны из органов за злоупотребления и фальсификацию документов.

Каким образом, вы считаете, можно ли права депутатов защитить, в том числе?

Смолин О.Н. Я убеждён, что Уполномоченный должен защищать права всех граждан. Насколько я понимаю, речь идёт о Владимире Ивановиче Бессонове по поводу возбуждения уголовного дела, в отношении которого здесь представитель другой фракции, Светлана Петровна Горячева, говорила, что с такими документами вообще в суд идти несерьёзно.

Но, коллеги, проблема, конечно, шире. Вы прекрасно это понимаете.

По Конституции у нас все равны, но если Вы принадлежите к политической оппозиции и при этом вас во время избирательной кампании не оболгали, не оклеветали, не подвергли тому, что сейчас называют «мочить», то вы просто родились в рубашке, а, может быть, даже прямо в смокинге с бабочкой.

Вот поэтому мы полагаем, что обеспечение реального политического равенства граждан – это одно из направлений работы Уполномоченного по правам человека. Если бы к Уполномоченному по правам человека обратился, соответственно, депутат Бессонов, я считаю, что Уполномоченный должен был бы и этим вопросом заниматься тоже.

Спасибо.

Председательствующий. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов.

Катасонов С.М., фракция ЛДПР.

Олег Николаевич, к сожалению, мы сегодня наблюдаем один очень неприятный момент: у нас всё больше и больше растёт нетерпимость власти к выступлениям оппозиции, зачастую к конкретной, адекватной и очень корректной критике. Потому что оппозиционные партии зачастую высказывают не нарушения прав одного человека, а защищают интересы в сфере здравоохранения, социалки, интересы жителей городов и посёлков.

Мы, например, уже видим такое, что губернатор, в частности, в Оренбургской области, может заявить на заседании глав муниципальных образований о том, что все замы из других партий должны быть уволены с работы – грядут выборы. А министр здравоохранения может распорядиться не класть в стационар – дескать это оппозиция партии власти.

Ваше мнение, какова роль Уполномоченного по правам человека в нынешней ситуации и взаимодействие его с партиями от оппозиции?

Смолин О.Н. Я начну с того, что я поддерживаю решение фракции ЛДПР проголосовать за всех кандидатов Уполномоченного по правам человека, такое решение мне кажется правильным. Спасибо за него.

Председательствующий. Спасибо.

Смолин О.Н. Дальше при тайном голосовании уже, соответственно, можно решать, кто будет избран, хотя, в общем, мы это знаем.

Позиция вторая, уважаемые коллеги. Конечно, я считаю, что в неравное положение в России поставлена правящая и оппозиционные партии. Причём я убеждён, что не только оппозиционные партии, но и правящая партия заинтересована в том, чтобы действительно обеспечивалось равенство перед законом.

Коллеги, ну, скажем же честно, откуда возникла Болотная, и что бы такое страшное случилось, если бы 4 декабря 2011 года были правильно подсчитаны голоса? Ну, немножко меньше оказалось бы депутатов одних фракций, немножко больше депутатов других фракций. Да, наверное, было бы труднее принять какие-то решения, зато эти решения были бы, на мой взгляд, более качественные и с большим учётом, в частности, социальной направленности.

Поэтому убежден, что для укрепления единства страны, не говоря уже о правах человека, нам необходима более сбалансированная политика в отношении власти и оппозиции. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо. Михаил Юрьевич Маркелов.

Маркелов М.Ю. Спасибо, Олег Николаевич. Мы уважаем ваш опыт в сфере защиты социальных прав наших граждан. Сейчас совершенно иное звучание приобретает защита прав русскоязычных наших граждан, не только на Украине. Эти вопросы актуальны и для Прибалтики, для таких стран, как Латвия, Эстония.

Мы видим, как идёт радикализация во многих странах, что нацисты приходят и, по сути, диктуют политическую повестку дня, а противостоять этим угрозам очень сложно. Мы видим, что в этой сфере нам не хватает ресурса, это совершенно очевидно.

Вот и в случае вашего избрания, какие меры первоочередные, вы считаете необходимо принять, как человеку, который защищает эти права, и как вы собираетесь взаимодействовать с Госдумой? Спасибо.

Смолин О.Н. Спасибо за вопрос. Вопрос на самом деле очень хороший. Уважаемые коллеги, нет политизации в моём выступлении, просто работа политическая тоже имеет правозащитный аспект и об этом я сегодня и говорил. Это, во-первых.

Во-вторых, что касается умения сотрудничать с властью. Владимир Петрович Лукин как-то сказал, что по сравнению с тем, какую дипломатию ему приходилось применять в отношениях с российскими властями, его работа в качестве дипломата на международной арене просто «отдыхает».

Я это тоже прекрасно понимаю, равно как и то, что Уполномоченный по правам человека не может высказывать каких-то радикальных взглядов. Он должен сочетать определённую позицию (непартийную – подчеркиваю), правовую позицию с тем, чтобы уметь договариваться по конкретным вопросам с властями во имя продвижения интересов прав человека, конкретных социальных групп в конкретных условиях.

И, наконец, третье. Коллеги, я не только из печати, но и из практической жизни знаю о положении русских и русскоговорящих граждан в бывших республиках бывшего Советского Союза. Я сравнительно недавно побывал в Эстонии, продвигал там интересы отечественного образования. Так вот двух людей, с которыми я лично знаком, одна из них депутат парламента, другой заммэра Таллина, их пытались привлечь к ответственности за подрыв национальной безопасности, поскольку они защищали русские школы.

Коллеги, ну, это вообще как охарактеризовать? И где Европарламент, Евросоюз, Уполномоченный по правам человека в европейских странах и так далее, и тому подобное? Мне кажется, это классические двойные стандарты.

Поэтому, безусловно, в случае избрания, вероятность которого я оцениваю реалистически, я бы, конечно, стал взаимодействовать с Министерством иностранных дел и не только с ним. Сейчас в Российской Федерации запускается программа продвижения русского языка в бывших республиках Советского Союза и не только, и в частности она продвигается в электронной форме. Среди прочих моих многочисленных общественных работ, ещё и кураторство Совета по электронному обучению и информационным технологиям в образовании при нашем Комитете по образованию. Поэтому с компромиссностью и с пониманием, что нужно делать, у меня всё в порядке. Спасибо.

Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И.И. Мельников

Председательствующий. Спасибо. Агеев Александр Александрович.

Агеев А.А., фракция «Справедливая Россия».

Уважаемый Олег Николаевич, институт Уполномоченного по правам человека в России достаточно молод и нуждается в совершенствовании, причём развитие института Уполномоченного происходит на фоне непростых социально-экономических процессов в стране. Существуют трудности с реализацией социальных и гражданских прав граждан, декларированных в Конституции. Безусловно, всё это снижает доверие граждан ко всем институтам власти. В то же время в стране постоянно развивается правоприменительная практика. В этой связи на государственный правозащитный институт накладывается дополнительная ответственность.

Какие первоочередные системные меры по совершенствованию института Уполномоченного по правам человека в нашей стране вы предлагаете? Что нужно сделать, чтобы обеспечить его дееспособность, мобильность, контактность, повысить доверие к нему граждан? И главное, какие изменения в Уголовный кодекс и Гражданский кодекс, на ваш взгляд, могут способствовать развитию государственного правозащитного института в России? Этот вопрос как раз в развитие вашего последнего тезиса о законотворческой деятельности.

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги! Мы с Владимиром Петровичем Лукиным, я думаю, что не открою секрет, взаимодействуем давно. И не только как президент и первый вице-президент Паралимпийского комитета России, но и по линии прав человека. Что, мне представляется, нужно было бы сделать, чтобы институт Уполномоченного стал более действенным?

Первое. Я поддерживаю Елену Владимировну Афанасьевну, нужно предоставить Уполномоченному по правам человека право законодательной инициативы.

Второе. Я думаю, было бы правильно, если бы в России была введена следующая система. Уполномоченные по правам человека в регионах избираются региональными собраниями по согласованию с федеральным Уполномоченным по правам человека. Это обеспечило бы большее единство федеральной политики. К сожалению, коллеги, не только политические, но, прежде всего, социальные права очень отличаются в разных регионах Российской Федерации.

Я, выступая здесь, в Государственной Думе, не раз призывал вспомнить известную дискуссию Бисмарка и Тютчева, когда Тютчев говорил: «Единство, возгласил оракул наших дней, быть может спаяно железом лишь и кровью. Но мы попробуем спаять его любовью, а там увидим, что прочней».

И здесь Владимиру Владимировичу я задавал вопрос, когда он был ещё председателем правительства: Владимир Владимирович, считаете ли вы нормальным, что финансирование образования одного ребёнка в России в разных субъектах Российской Федерации различается более чем в 10 раз? Правильно ли, что право ребёнка на образование зависит от того, в каком регионе и при каком губернаторе или президенте ему повезло или не повезло родиться?

Поэтому, мы полагаем, что если бы Уполномоченному по правам человека было дано право законодательной инициативы, начинать надо было бы с социальных прав человека. У нас должен быть нормальный прожиточный минимум, нормальная минимальная заработная плата. У нас должны быть более или менее сопоставимые нормативы финансирования по всей Российской Федерации, в части образования и здравоохранения. У нас должны быть, соответственно, более или менее стандартные условия, определяющие уровень заработной платы.

Скажем, если бы повышение заработной платы преподавателям вузов произошло сейчас, то в Москве преподаватель вуза получал бы порядка 115 тысяч, а, например, в Ульяновске – порядка 57 тысяч и так далее. Понятно, что это приведёт к дальнейшему оттоку квалифицированных кадров в Москву, а надо бы, чтобы люди ехали в Сибирь и на Дальний Восток, теперь – в Крым и в другие регионы Российской Федерации.

Поэтому, коллеги, мы подготовили более 10 законопроектов в части образования, которые вы будете рассматривать, и надеюсь, будете поддерживать, по крайней мере, в какой-то части. И это тоже задача для Уполномоченного по правам человека.

Отдельно хочу сказать, буквально, два слова по проблеме, связанной с правами инвалидов… (Микрофон отключён.)

Председательствует Председатель Государственной Думы С.Е. Нарышкин

Председательствующий. Добавьте полминуты.

Смолин О.Н. Коллеги, я сегодня уже озвучил пять тем, которые необходимо решать в отношении инвалидов, на самом деле их значительно больше. Повторю ещё раз: очень хотелось бы, чтобы мы не забывали про всех инвалидов, когда поздравляем паралимпийцев. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо. Присаживайтесь, Олег Николаевич.

Переходим к выступлениям представителей фракций. Выступает Дмитрий Георгиевич Новиков.

Новиков Д.Г., фракция КПРФ.

Уважаемые коллеги, фракция Коммунистической партии Российской Федерации предлагает вам рассмотреть возможность избрания на должность российского Уполномоченного по правам человека – Смолина Олега Николаевича.

Для этого, на наш взгляд, есть, как минимум, семь убедительных оснований.

Первое. Олег Смолин не теоретически, а из собственного жизненного опыта хорошо знает проблемы граждан России, проблемы тех, чьи права необходимо защищать.

Олег Николаевич – внук крестьян и сын фронтовика и труженицы тыла, ставших учителями после окончания Великой Отечественной войны. Этот человек искренне, глубоко, без позёрства и показухи любит свою страну и живущих здесь людей.

Своей каждодневной работой он доказал готовность отстаивать их права и интересы. Его знания и опыт, его глубокая порядочность и умение сопереживать позволяют делать это убедительно и результативно, и что особенно важно: Олег Смолин – человек с безупречной репутацией.

Второе. Олег Николаевич имеет большой опыт правозащитной работы средствами законодательства. Будучи профессионалом с большой буквы, он выступил автором или соавтором более 160 законов и законопроектов. Их подавляющее большинство имеют именно правозащитный характер, прежде всего, в социальной сфере. Нормы этих документов нацелены на защиту, в том числе, права на труд, на образование, на охрану здоровья, на жизнь, наконец.

Третье. Олег Смолин имеет большой опыт общественной деятельности. Он председатель общественного движения «Образование – для всех», профессор и член-корреспондент Российской академии образования, вице-президент Всероссийского общества слепых, первый вице-президент Паралимпийского комитета России.

Широкие общественные связи Олега Смолина позволяют ему тонко чувствовать проблемы самых разных социальных и профессиональных групп. Он имеет заслуженный авторитет сильного социального лидера, представляющего интересы российской интеллигенции, детей и молодёжи, инвалидов, пенсионеров, других категорий граждан, нуждающихся в поддержке государства.

Четвёртое. Олег Николаевич – убеждённый сторонник дружбы народов. В многонациональной России это особенно важно. Здесь необходимо честно и квалифицированно защищать права человека любой национальности, а межнациональный мир – одно из ключевых условий сохранения и укрепления нашей страны.

Пятое. Олег Смолин – человек, способный принимать самостоятельное решение. Он не боится говорить правду в глаза высокопоставленным руководителям, уверенно отстаивает ту позицию, которую считает правильной и обоснованной. Вместе с тем, как личность с высокой внутренней культурой, он любую самую напряжённую дискуссию ведёт не только убедительно, но и уважительно. Многолетняя парламентская работа отточила способность Олега Николаевича искать и находить компромиссы. По конкретным вопросам защиты прав человека он умеет вести диалог и с представителями органов власти, и с представителями самых разных политических сил.

Шестое. Закон требует, чтобы российский Уполномоченный по правам человека не принадлежал к политическим партиям. Мы об этом сегодня говорили. Олегу Смолину в случае избрания не придётся приостанавливать своё членство в партии, он беспартийный.

Наконец, седьмое. На наш взгляд, Олег Смолин способен обеспечить преемственность в правозащитной работе российского Уполномоченного. В своё время Уполномоченный по правам человека Олег Миронов наградил его специальной серебряной медалью за защиту прав человека законодательными средствами. Действующий уполномоченный Владимир Лукин так же высоко оценивает его парламентскую работу и его личные качества.

Мы с уважением относимся ко всем кандидатам, рассматриваемым сегодня на должность Уполномоченного по правам человека, но просим особое внимание обратить на предложенную нами кандидатуру. Каждый, кто знаком с Олегом Николаевичем Смолиным, не усомнится: этот человек обладает всем необходимым, чтобы блестяще справиться с профессиональной правозащитной деятельностью. Спасибо.