Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации

Председательствует Председатель Государственной Думы С.Е. Нарышкин.

Смолин О.Н., фракция КПРФ. Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня уже говорили, что само выдвижение на должность Уполномоченного по правам человека – это доверие. Я благодарю фракцию Компартии Российской Федерации, которая делает это в очередной раз, и думаю, что у фракции для этого есть некоторые основания, как минимум три.

Во-первых, много лет в российском парламенте я позиционировал и позиционирую себя не как партийно-политического, а как социального лидера, который представляет в парламенте интересы определённых групп людей: от интеллигенции до людей с инвалидностью, то есть фактически работаю, как правозащитник.

Во-вторых, среди примерно 190 моих законов и законопроектов подавляющее большинство имеют именно правозащитный характер и именно за это в свое время я получил медаль российского Уполномоченного по правам человека за защиту этих самых прав средствами законодательства. Даже тогда, когда мы вносили законопроект об ужесточении мер наказания, мы имели в виду именно защиту прав.

Например, последняя законодательная инициатива на эту тему предполагает перекрытие возможностей нарушения на выборах, в частности, таких как, «карусели» и массовый их вброс, как ни странно, действующий закон их не перекрывает.

В-третьих, для меня, как для человека беспартийного, обязательства перед гражданами всегда были выше обязательств перед партиями, приостанавливать партийность мне не придется в случае избрания Уполномоченного по правам человека.

Тем не менее, уважаемые коллеги, я абсолютно реалистически оцениваю свои шансы и на эту трибуну вышел для того, чтобы подчеркнуть ещё раз, несмотря на то, что идея прав человека по происхождению идея либеральная, российские левые политики придают ей не меньшее значение, чем либералы и имеют на неё свой собственный взгляд. Отличие этого взгляда, по меньшей мере, в четырёх позициях.

Позиция первая. Согласно либеральному подходу защищаются, прежде всего, права отдельного человека. В либеральных СМИ мы нередко наблюдаем, как нарушению прав одной личности уделяется гораздо большее внимание, чем правам десяткам тысяч, если не миллионов.

Помните, старую шутку советского периода, когда трудящийся Дальнего Северо-Востока возвращался со съезда партии и говорил, что он понял: что всё для человека и даже видел этого человека. Вот так иногда создается впечатление, когда слушаешь некоторые либеральные средства массовой информации.

Мы разделяем, конечно, мнение о самоценности каждой личности, но считаем, что подход должен быть более сбалансированный.

Второе. Либеральный подход исходит из того, и так написано в общем законе об уполномоченном, что он должен одинаково защищать права не только граждан своей страны, но и лиц без гражданства, иностранных граждан на территории Российской Федерации.

На практике мы видим, как скажем, правам Надежды Савченко уделяется гораздо большее внимание, чем правам российских граждан, которые оказались в тюрьмах Украины, Соединенных Штатов или других стран. Нам кажется это неправильным, мы всегда помним формулу – свой своему поневоле друг. Граждане России должны быть в центре работы Уполномоченного по правам человека.

В-третьих, наши коллеги-либералы делают упор на политические и личные права человека. Я вспоминаю, как уважаемая мною Элла Александровна Памфилова, за которую я голосовал, высказала некоторое недоумение, что в России свободой митингов озабочены по социологии 2,5 процента граждан, а медициной, состоянием её, 70 процентов. На самом деле мы прекрасно понимаем связь. Я думаю, что если бы у нас было более мягкое законодательство трудовое, о забастовках, в том числе, и если бы у нас было более мягкое законодательство о митингах, наверное, было бы немножко лучше и с медициной. Но это отдельная тема.

Мы полагаем, что в центре работы уполномоченного должны быть социальные права человека. Социология показывает, от 30 до 40 процентов считают, что в России нарушаются именно социальные права – на труд, на отдых, на медицину, на образование. От 25 до 30 примерно процентов считают, что нарушаются права и политические вместе с тем. Кстати, сегодня день рождения Владимира Ильича. Отношение к этой фигуре разное, но его проект создания системы образования оказался одним из лучших, если вообще не лучшим в мире.

И четверное отличие, уважаемые коллеги, это соотношение формального права и справедливости. Помните, как однажды Георг Лихтенберг сказал: «Для того чтобы поступать справедливо, нужно знать очень немногое, а для того чтобы со знанием дела, профессионально творить зло, нужно как следует изучить право». Мы убеждены, что уполномоченный, конечно, служит закону, но в тех случаях, когда закон нарушает права человека, он должен эти права и справедливость ставить выше закона.

Уважаемые коллеги, мы прекрасно знаем уже, кто будет Уполномоченным по правам человека, поэтому я призываю уполномоченного следовать не только праву, но и справедливости. А что касается меня, я продолжу правозащитную работу, независимо от результатов сегодняшнего голосования.

Спасибо.

(Аплодисменты.)

Председательствующий. Спасибо, Олег Николаевич.

Вопросов Олегу Николаевичу не поступило.

Из зала. (Не слышно.)

Председательствующий. Пожалуйста, Олег Николаевич, вы услышали вопрос.

Смолин О. Н. Уважаемые коллеги! Уважаемый Мартин Люцианович!

Ну в фантастическом случае избрания на должность Уполномоченного по правам человека, я отчасти уже отвечал на ваш вопрос, я, безусловно, стал бы тревожить и Государственную Думу, и Совет Федерации, и правительство, и Президента Российской Федерации, прежде всего, в связи с проблемами нарушений социальных прав человека, на которые нам указывает социология. Мне кажется, 19 миллионов бедных, по официальным данным, по данным профсоюзов гораздо больше, ситуация, которую мы получили в связи с современной медициной и образованием, они нуждаются в том, чтобы мы защищали социальные права.

Кстати, возвращаясь к теме соотношения социальных и политических прав, я бы хотел сказать, что здесь есть и обратная связь. Люди, которые имеют гарантии и достойны жизни, они обычно бывают и более политически активными гражданами. Не случайно в мировой литературе такие потребности называют постматериальными. То есть потребности, возникающие тогда, когда более или менее удовлетворены материальные потребности человека. Кто-то другой сказал, что демократия – это такой тонкий цветок, который растёт в тепле и в хороших условиях.

Председательствующий. Спасибо, Олег Николаевич.

Пожалуйста, присаживайтесь.

Коллеги, вчера было одно заметное событие в жизни Олега Николаевича. Давайте его поздравим с тем, что он вчера был избран академиком Российской академии образования.

(Аплодисменты.)

Спасибо, Олег Николаевич. Пожелаем успехов вам.