Депутатский запрос
Министру образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко
Уважаемый Андрей Александрович!
В связи с публикацией на сайте Минобрнауки РФ 15 июля 2011 г. третьей версии проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» прошу Вас разъяснить, как предполагается реализовать некоторые положения данного законопроекта.
1. В проекте закона упраздняется существующее в настоящее время в России деление высших учебных заведений на виды (университет, академия, институт). Одновременно с этим устанавливаются категории университетов: «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет». В этой связи возникает ряд вопросов:
– В чём необходимость и целесообразность изъятия из проекта закона «Об образовании» деления вузов на виды?
– Учитывает ли министерство масштаб изменений в документации вузов, материальные, человеческие и временные затраты учебных заведений в связи с исчезновением деления вузов на университеты, академии и институты?
– Будет ли государственная аккредитация вузов проводиться по критериям, установленным в настоящее время для институтов, академий, университетов или по смешанным критериям?
– Если аккредитацию предполагается проводить в соответствии с критериями, установленными в настоящее время для университетов, какова будет судьба академий и институтов?
– Могут ли быть одинаковыми, например, критерии затрат на научные исследования для государственных вузов, где они финансируются из бюджета, и для негосударственных учебных заведений, где они финансируются фактически за счёт студентов?
2. В пункте 1 статьи 105 законопроекта, посвящённой имуществу образовательных организаций, говорится о наделении их имуществом «на праве собственности или оперативного управления». Между тем, в действующем законе фигурирует также безвозмездное пользование и аренда, что соответствует Гражданскому Кодексу РФ.
Означает ли изъятие упоминания безвозмездного пользования и аренды из законопроекта, что они окажутся для образовательных организаций под запретом?
3. Статья 46 законопроекта, описывающая возмещение ущерба, причинённого некачественным образованием, в пункте 1 связывает такой ущерб с неисполнением «в существенном объёме требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, образовательными стандартами, устанавливаемыми университетами, и (или) образовательной программой». При этом принятые стандарты для начальной и основной школы предполагают такие условия реализации образовательных программ, которые отсутствуют в абсолютном большинстве образовательных учреждений России.
Не приведёт ли данное положение законопроекта в перспективе к массовым обращениям граждан с исками о некачественном образовании и, как следствие, к разорению системы образования?
Кроме того, пункт 4 той же статьи говорит о том, что «в случае прекращения деятельности организации» она «обязана полностью возместить уплаченную заказчиком стоимость образовательных услуг». Означает ли это, что, например, вуз должен будет вернуть студенту уплаченные суммы за все годы обучения?
С уважением, заместитель председателя Комитета по образованию
ГД ФС РФ О.Н. Смолин
Информация о выполнении
Официальный бланк Статс-секретаря-заместителя министра образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России)
Депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации О.Н. Смолину
О проекте федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации»
На № ОС7-758 от 5 сентября 2011 г.
Уважаемый Олег Николаевич!
Рассмотрев Ваш запрос о разъяснении некоторых положений третьей версии проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», опубликованной на официальном сайте Минобрнауки России 15 июля 2011 года, Минобрнауки России направляет соответствующие пояснения по законопроекту.
Одновременно Минобрнауки России благодарит Вас за внимание к проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и сообщает, что в настоящее время на сайте edu.crowdexpert.ru продолжаются общественные консультации по законопроекту. На этом сайте пользователи могут не только комментировать предложенные Министерством нормы законопроекта, но и предлагать свои редакции тех или иных положений законопроекта, а также оценивать нормы законопроекта, предложенные как Министерством, так и другими пользователями сайта. Редакции норм, аргументированно получивших наибольшую поддержку у пользователей, будут учтены при дальнейшей доработке законопроекта. Министерство предлагает Вам также принять участие в проходящих на этом сайте общественных консультациях и доработке законопроекта.
Приложение: на 7 л.
С уважением, И.М. Реморенко
Пояснения по отдельным положениям проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
1. По вопросу упразднения в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — законопроект) деления высших учебных заведений на виды.
В третьей версии законопроекта не предусматривается выделение в рамках типа образовательной организации отдельных ее видов. Отказ от выделения внутри типов видов образовательных организаций обусловлен следующими причинами:
1) В настоящее время законодательством об образовании предусматривается избыточное дробление образовательных организаций, как в рамках типов, так и видов образовательных организаций, что в свою очередь создает необоснованные административные барьеры при прохождении процедур лицензирования и государственной аккредитации, трудности при определении гарантий и мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам образовательных учреждений различных типов и видов.
Перечень типов образовательных учреждений закреплен пунктом 4 статьи 12 Закона Российской Федерации «Об образовании». Однако при его формировании были использованы различные основания для выделения соответствующих типов: по уровню реализуемых образовательных программ, по категории обучающихся в нем лиц и др. Кроме того, он позволяет устанавливать иные типы образовательных учреждений на уровне подзаконных нормативных правовых актов. Такой подход не позволяет однозначно определить тип той или иной образовательной организации, поскольку одна и та же образовательная организация может одновременно относиться к нескольким типам. Так, например, специальные (коррекционные) образовательные организации для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, выделенные в самостоятельный тип, одновременно могут рассматриваться и как общеобразовательные учреждения в соответствии с уровнем, реализуемых образовательных программ. Данная ситуация усугубляется большим числом видов образовательных учреждений, устанавливаемых преимущественно подзаконными нормативными правовыми актами — типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Минобрнауки России. При этом квалифицирующие признаки каждого вида не всегда позволяют точно отличить один вид образовательного учреждения от другого (например, начальная общеобразовательная школа, реализующая наряду с общеобразовательными программами начального общего образования общеобразовательные программы дошкольного образования, и начальная школа — детский сад; средняя общеобразовательная школа, реализующая образовательные программы в очно-заочной (вечерней) форме получения образования, и вечерняя (сменная) общеобразовательная школа).
2) Что касается образовательных учреждений высшего профессионального образования, необходимо отметить, что существующее в настоящее время деление на виды высших учебных заведений некоторым образом дискредитировало себя, поскольку для большинства вузов установление иного, «более высокого», по их мнению, вида превратилось в своего рода «гонку за статусом» за счет расширения спектра направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, в том числе за счет введения непрофильных для вуза направлений подготовки «специальностей». В конечном итоге это отражается на качестве предоставляемого высшего профессионального образования.
Данная ситуация также привела к тому, что большинство граждан, поступающих в высшие учебные заведения, и их родители ориентируются преимущественно на название высшего учебного заведения, включающее в себя указание на вид вуза (престижнее поступить в университет, а не в институт), а не на качество образования и уровень подготовки в этом вузе.
Аналогичная ситуация в настоящее время наблюдается и в сфере общего образования.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается:
а) более четко разграничить различные типы образовательных организаций, исключив при этом неопределенность в отнесении образовательной организации к тому или иному типу, виду;
б) ориентировать граждан при выборе образовательной организации не только на ее название, но и на качество предоставляемого образования, отзывы выпускников и работодателей, заключения независимых экспертов.
В законопроекте предполагается закрепить деление образовательных организаций на типы — по уровням реализуемых образовательных программ, отнесенным к основному виду деятельности образовательной организации (статья 23). Тип образовательной организации определяется при ее создании (реорганизации) или переименовании в соответствии с законодательством об образовании и закрепляется в уставе.
Одновременно образовательным организациям (их учредителям) предоставляются широкие возможности по определению наименования образовательной организации. Помимо обязательных требований, установленных гражданским законодательством Российской Федерации и законопроектом, образовательные организации в рамках одного типа могут использовать специальные названия в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности (уровнями и направленностью образовательных программ, интеграцией различных видов — образовательных программ, специальными условиями их реализации и (или) особыми потребностями обучающихся), а также дополнительно осуществляемыми функциями, связанными с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные, предусмотренные законодательством об образовании).
Следует отметить, что упразднение видов образовательных организаций в рамках типа не приведет к исчезновению в наименовании образовательной организации слов «институт», «академия», «университет». Данные наименования будут использоваться образовательными организаций в качестве специальных названий, отражающих особенности осуществляемой образовательной деятельности.
Что касается критериев государственной аккредитации высших учебных заведений, законопроектом не предусматривается установление государственного статуса образовательной организации в рамках государственной аккредитации. Согласно статье 93 законопроекта целью государственной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, является подтверждение соответствия качества образования по реализуемым основным образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам. Как уже было выше указано, в соответствии с законопроектом тип образовательной организации определяется при ее создании (реорганизации) или переименовании в соответствии с законодательством об образовании и закрепляется в уставе и не требует подтверждения (установления) при прохождении государственной аккредитации.
Также необходимо отметить, что законопроектом предусматривается трехлетний переходный период после вступления его в силу, в течение которого образовательные организации смогут привести свои наименования и учредительные документы в соответствие с требованиями нового федерального закона. При этом правоприменительная практика показывает, что образовательные учреждения в настоящее время вносят изменения в свои учредительные документы достаточно часто, это связано как с изменениями законодательства, так и с потребностями самого образовательного учреждения (например, при расширении осуществляемых видов деятельности).
Вопросы финансового обеспечения научной деятельности образовательных организаций непосредственно не затрагиваются законопроектом. Вместе с тем, выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований, а также осуществление научно-технической деятельности, подготовки научных кадров являются обязательными видами деятельности для образовательных организаций высшего образования. С учетом этого у учредителя образовательной организации высшего образования возникают обязательства по финансовому обеспечению данных видов деятельности.
Относительно вопросов финансового обеспечения образовательной деятельности, в этой части законопроект основывается на принципах признания равенства и конкуренции субъектов, осуществляющих образовательную деятельность (организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность). В частности, в соответствии с частью 2 статьи 103 законопроекта контрольные цифры приема граждан на обучение по основным образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации распределяются на конкурсной основе и устанавливаются организациям, осуществляющим образовательную деятельность, вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности по аккредитованным образовательным программам.
2. По вопросу об имуществе образовательных организаций.
В соответствии с законопроектом образовательные организации наделяются, в зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности на праве собственности или оперативного управления имуществом, необходимым для осуществления образовательной деятельности, а также связанной с ней иной, предусмотренной уставом деятельности (статья 105).
Указанная норма соответствует пункту 1 статьи 25 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которой некоммерческие организации могут иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Согласно статье 25 законопроекта образовательные организации создаются в форме учреждения или автономной некоммерческой организации в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческой организации соответствующей организационно-правовой формы.
Вместе с тем, Министерством совместно с экспертным сообществом продолжается проработка норм законопроекта, касающихся наделения образовательных организаций имуществом.
3. По вопросу о возмещении ущерба, причиненного некачественным образованием.
Статья 46 законопроекта регулирует вопросы, касающиеся возмещения ущерба, причиненного некачественным образованием. Нормы данной статьи законопроекта в целом аналогичны по своему содержанию положениям пунктов 20-25 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. № 505. Нормы статьи 46 законопроекта также корреспондируют нормам Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Так, в соответствии с пунктом 22 указанных Правил, при обнаружении недостатков оказанных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами и учебными планами, потребитель вправе по своему выбору потребовать безвозмездного оказания образовательных услуг, в том числе оказания образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами, учебными планами и договором; соответствующего уменьшения стоимости оказанных образовательных услуг или возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных образовательных услуг своими силами или третьими лицами. Кроме этого потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания образовательных услуг, а также в связи с недостатками оказанных образовательных услуг (пункт 25). Принятие Правительством Российской Федерации в 2001 году Правил оказания платных образовательных услуг не привело к массовым обращениям граждан с исками о некачественном образовании.
Нельзя также согласиться с утверждением, что условия реализации образовательных программ, установленные федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и основного общего образования, отсутствуют в большинстве образовательных учреждений. Указанные федеральные государственные образовательные стандарты вводятся поэтапно, по мере готовности образовательных учреждений и органов местного самоуправления. В этих целях Минобрнауки России рекомендовало провести экспертизу (самоэкспертизу) на соблюдение образовательными учреждениями критериев готовности образовательного учреждения к введению соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»). Таким образом, образовательные учреждения, принявшие решение о введении федеральных государственных образовательных стандартов, должны были предварительно обеспечить необходимые условия для их введения.
Согласно части 4 статьи 46 законопроекта в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также в случаях аннулирования соответствующей лицензии, лишения ее государственной аккредитации, истечения срока действия свидетельства о государственной аккредитации организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана полностью возместить уплаченную заказчиком стоимость образовательных услуг по реализации соответствующей образовательной программы. В данной части речь идет о возмещении стоимости образовательных услуг по реализации соответствующей образовательной программы, которые оказывались на платной основе за счет средств физических и (или) юридических лиц.
Директор Департамента правового
обеспечения деятельности Министерства М.Б. Лукашевич
Электронная копия документа (откроется в новом окне): страница 1 (44 Кб).