Об основных показателях социального неравенства в России

Протокольное поручение Комитету ГД по труду и социальной политике

По предложению депутата Государственной Думы О.Н. Смолина

Запросить в Правительстве Российской Федерации информацию об основных показателях социального неравенства в России, включая децильный коэффициент, с 1989 года по настоящее время и мерах, принимаемых по его ограничению, и довести полученную информацию до депутатов Государственной Думы.


Информация о выполнении

Официальный бланк Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы РФ

Председателю Государственной Думы РФ Б.В. Грызлову

Уважаемый Борис Вячеславович!

В соответствии с поручением Государственной Думы от 23 ноября 2005 года (протокол № 213) Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике направил запрос Председателю Правительства Российской Федерации об основных показателях социального неравенства в России за период с 1989 года по настоящее время и о мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации по улучшению ситуации.

Прошу Вас довести до сведения депутатов Государственной Думы информацию Министерства здравоохранения и социального развития России, подготовленную по поручению Правительства Российской Федерации.

Приложение: на 7 листах.

Председатель А.К. Исаев


Официальный бланк Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России)

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Комитет по труду и социальной политике

В соответствии с письмом Департамента социального развития и охраны окружающей среды Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2005 г. № П12-28892 направляем подготовленную Минздравсоцразвития России совместно с Минэкономразвития России информацию об основных показателях социального неравенства в России и о мерах по улучшению ситуации.

При подготовке материалов использованы данные Росстата.

Приложение: на 6 л.

Директор Департамента анализа и прогноза
развития здравоохранения и социально-трудовой сферы В.Ф.Колбанов

Об основных показателях социального неравенства и мерах по улучшению ситуации

В течение последних пяти лет в Российской Федерации отмечается устойчивый рост денежных доходов населения. В среднем на душу населения денежные доходы возросли по сравнению с 1999 г. в 3,8 раза. Их рост в 2004 г. составил 122,6%. Реальные располагаемые денежные доходы населения в настоящее время больше, чем в 1999 г. в 1,8 раза, реальная заработная плата — в 2,25 раза, реальный размер пенсий — в 2,15 раза.

В последние два года ситуация с дифференциацией доходов населения стабилизировалась. Так, соотношение 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных граждан за девять месяцев 2005 г. составило 14,8 раза и сохранилось на уровне 2004 г. Коэффициент Джини, характеризующий степень концентрации доходов, несколько снизился — за девять месяцев 2005 г. он равен 0,405 (в 2004 г. — 0,406).

В то же время доходно-имущественное расслоение граждан России еще остается значительным. На долю 20% наиболее обеспеченного населения в 2005 г. (за девять месяцев) приходилось 46,4% всех денежных доходов, а на долю 20% наименее обеспеченных граждан — 5,5%. По сравнению с 2004 г. данные показатели не изменились.

При оценке дифференциации между богатыми и бедными группами населения необходимо учитывать следующее:

  • неравенство в потреблении различных групп домохозяйств гораздо ниже, чем неравенство в доходах;
  • размер среднедушевого денежного дохода в 10% группе населения с наименьшими доходами к 2004 г. увеличился по сравнению с 2000 г. с 29% от прожиточного минимума до 38% .

Дифференциация населения по заработной плате выше, чем дифференциация населения по доходам. В то же время поляризация в распределении общей суммы средств, направленных на заработную плату, имеет тенденцию к существенному сокращению. Если в 2001 г. соотношение 10% работников с самой высокой и 10% с самой низкой заработной платой было равно 39,4 раза, то в 2004 г. оно сократилось до 26,4 раза, коэффициент Джини уменьшился с 0,507 до 0,483.

Сдерживать увеличение доходов населения, находящегося в верхних группах с наибольшими доходами, юридических, экономических и финансовых оснований нет. Необходимо продолжить реализацию мер по увеличению покупательной способности и потребления населения на основе поэтапного повышения минимального размера оплаты труда и ставок заработной платы работников бюджетной сферы.

В течение 2005 г. минимальный размер оплаты труда был дважды повышен. С 1 мая 2006 г. он вновь увеличивается — с 800 рублей до 1100 рублей в месяц.

Вопрос о повышении минимального размера оплаты труда в 2007 и 2008 годах будет решаться в рамках подготовки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период с 2007 года по 2009 год, а также проекта федерального бюджета на 2007 год. При этом увеличение минимального размера оплаты труда в 2007-2008 годах должно быть не ниже роста величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Заработная плата работников федеральных государственных бюджетных учреждений была в 2005 г. также увеличена дважды: с 1 января 2005 г. в 1,2 раза и с 1 сентября 2005 г. в 1,11 раза.

Для решения поставленной в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2005 год задачи по повышению в течение трех лет доходов работников бюджетной сферы в реальном выражении не менее чем в 1,5 раза, номинальная заработная плата работников бюджетной сферы должна увеличиться в 1,92 раза.

Размер заработной платы работников федеральных государственных учреждений в номинальном выражении в 2005 году увеличится в 1,33 раза.

В 2006 году планируется увеличение фонда оплаты труда работников федеральных государственных учреждений на 20%, что обусловливает необходимость увеличения в 2007 году фонда оплаты труда в этих учреждениях также на 20%.

Указанное увеличение фонда оплаты труда в бюджетных учреждениях в 2005-2007 годах позволит повысить реальную заработную плату работников федеральных государственных учреждений в 1,5 раза.

В целях реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения и образования проводится работа по организации государственной поддержки отдельных категорий педагогических и медицинских работников. В рамках этой работы предусматривается доплата за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных учреждений и выплата дополнительных 10 и 5 тысяч рублей за оказание дополнительной медицинской помощи работникам здравоохранения, оказывающим первичную медико-санитарную помощь.

Увеличение доходов малообеспеченных пенсионеров осуществляется на основе повышения уровня пенсионного обеспечения.

С 1 марта 2005 г. увеличены размеры всех пенсий за счет существенного увеличения базовой части трудовой пенсии по старости до 900 рублей в месяц. Одновременно произошло существенное пропорциональное повышение размеров других базовых частей трудовой пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

В связи с повышением с 1 марта 2005 г. увеличились размеры пенсий всех категорий пенсионеров. Кроме того, с 1 августа 2005 г. базовая и страховая части трудовой пенсии проиндексированы в 1,06 раза, а также утвержден коэффициент дополнительного увеличения с указанной даты страховой части трудовой пенсии в размере 1,048.

В дальнейшем повышение пенсий будет осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом финансово-экономических возможностей государства. На среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) намечается увеличение пенсионных выплат в размерах, превышающих темпы роста инфляции.

Государственные меры в области доходов населения направлены на улучшение материальной обеспеченности лиц, находящихся в группе с наименьшими доходами.

Новый порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки, который введен с 1 января 2005 г. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, способствует повышению материального положения отдельных категорий населения. Натуральные льготы гражданам заменены на ежемесячные денежные выплаты и предоставление набора социальных услуг.

Эти мероприятия позволили вывести из числа лиц с наименьшими доходами значительную часть неработающих пенсионеров и инвалидов, которые получили за это прибавку к пенсии от 600 до 2000 рублей в месяц.

На рост доходов населения и снижение социального неравенства ориентирована и Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы). В ней предусмотрено создание условий для роста доходов населения на основе развития занятости населения.

Наряду с улучшением пенсионного страхования продолжится реализация мер по развитию форм социальной поддержки малообеспеченных категорий населения, усилению адресности социальной помощи.

Основная работа по предоставлению социальной поддержки осуществляется на уровне субъектов Российской Федерации. Принятые на федеральном уровне меры дополняются субъектами Российской Федерации, которые получили право увеличивать размеры детских и иных социальных пособий нуждающимся гражданам, вводить собственные механизмы адресной социальной помощи за счет имеющихся у них финансовых ресурсов.

Региональные диспропорции в доходах, обусловленные различием экономического потенциала, намечается снижать посредством формирования условий для ускоренного развития регионов, социально-экономические показатели которых ниже средне-российских, создания благоприятной среды для развития предпринимательской деятельности и улучшения инвестиционного климата, повышения эффективности государственной поддержки субъектов Российской Федерации. На это направлена Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации 11 октября 2001 г. № 717.

Таблица 1

Основные показатели дифференциации доходов населения

1990
1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) *
4,4

4,5
8,0
11,2
15,1
13,5
13,1
13,6
13,8
14,1
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов)**
0,260
0,289
0,398
0,409
0,387
0,385
0,390
0,394
0,400
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума млн. человек
2,3

6,1
49,7
46,9
36,2
36,3
32,3
30,3
34,0
41,2
в % к общей численности населения
1,6

4,1
33,5
31,5
24,4
24,7
22,0
20,7
23,3
28,3
 
2000
2001
2002
2003
2004
2005 янв.-сент. Справочно: 2004 янв.-сент.
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) *
13,9
14,0
14,0
14,5
14,8
14,8
14,8
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов)**
0,395
0,398
0,398
0,402
0,406
0,405
0,406
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума млн. человек
41,9
39,4
34,6
29,3
25,5
в % к общей численности населения
28,9
27,3
24,2
20,3
17,8

* Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов/заработной платы) характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов/заработной платы 10% населения с самыми высокими и 10% самыми низкими доходами/заработной платой.

** Коэффициент Джини характеризует степень неравномерности распределения всей суммы доходов между отдельными группами населения. Данный показатель устанавливает степень отклонения фактического объема распределения доходов населения от линии их равномерного распределения. Его величина может варьировать от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

Таблица 2

Распределение общего объема денежных средств населения (в процентах)

  1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
Денежные доходы — всего, в том числе, по 20-процентным группам населения:
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
первая (с наименьшими доходами)
9,8
11,9
6,0
5,8
5,3
6,1
6,1
5,8
6,0
6,0
вторая
14,9
15,8
11,6
11,1
10,2
10,7
10,7
10,5
10,5
10,4
третья
18,8
18,8
17,6
16,7
15,2
15,2
15,3
15,2
15,0
14,8
четвёртая
23,8
22,8
26,5
24,8
23,0
21,7
21,8
22,3
21,5
21,1
пятая (с наибольшими доходами)
32,7
30,7
38,3
41,6
46,3
46,3
46,1
46,2
47,0
47,7
  2000 2001 2002 2003 2004 2005 янв.-сент. Справочно: 2004 янв.-сент.
Денежные доходы — всего, в том числе, по 20-процентным группам населения:
100
100
100
100
100
100
100
первая (с наименьшими доходами)
5,8
5,6
5,6
5,5
5,5
5,5
5,5
вторая
10,4
10,4
10,4
10,2
10,2
10,2
10,2
третья
15,1
15,4
15,4
15,2
15,2
15,2
15,2
четвёртая
21,9
22,8
22,8
22,7
22,7
22,7
22,7
пятая (с наибольшими доходами)
46,8
45,8
45,8
46,2
46,4
46,4
46,4

Таблица 3

Распределение общей суммы средств, направленных на заработную плату, по 20-процентным группам работников (по данным выборочного обследования организаций о распределении численности работников по размерам заработной платы, в процентах)

  1994 1995 1996 1997 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Всего, в том числе, по 20-процентным группам работников:
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
первая (наименее оплачиваемые работники)
4,1
3,9
4,1
4,0
3,5
3,4
3,0
3,7
3,6
3,9
вторая
9,1
8,6
9,0
8,9
8,1
8,0
7,5
8,4
8,2
8,6
третья
14,7
14,2
14,5
14,5
13,5
13,4
12,7
13,6
13,5
13,9
четвёртая
22,9
22,6
22,4
22,6
22,0
21,8
20,7
21,3
21,7
21,6
пятая (наиболее оплачиваемые работники)
49,3
50,7
50,0
50,0
52,9
53,4
56,1
53,0
53,0
52,0
Коэффициент фондов, раз
23,4
26,4
24,0
25,0
32,1
34,0
39,6
30,5
30,0
26,4
Коэффициент Джини
0,439
0,454
0,445
0,447
0,480
0,483
0,507
0,477
0,483

Электронная копия документа (откроется в новом окне): страница 1 (42 Кб), страница 2 (36 Кб), страница 3 (63 Кб), страница 4 (64 кб), страница 5 (63 кб), страница 6 (55 кб), страница 7 (43 кб), страница 8 (44 кб).