О финансовом обеспечении исполнения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, предусматривающих организацию двухразового горячего питания школьников

Протокольное поручение Комитету ГД по бюджету и налогам

По предложению депутатов Государственной Думы О.Н. Смолина и И.И. Мельникова

В связи с рассмотрением проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» и вступлением в силу с 1 октября Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.5.2409-08, предусматривающих организацию двухразового горячего питания (завтрак и обед) обучающихся в общеобразовательных учреждениях, поручить Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам запросить в Правительстве Российской Федерации информацию об обеспечении исполнения указанной нормы финансированием из бюджетов субъектов Российской Федерации и средствах, которые необходимо предусмотреть в федеральном бюджете для оказания соответствующей помощи бюджетам субъектов Российской Федерации, и довести полученную информацию до депутатов Государственной Думы.


Информация о выполнении

Официальный бланк Заместителя Министра образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)

Председателю Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и налогам Ю.В. Васильеву

О финансировании организации горячего питания обучающихся в образовательных учреждениях

Письмо Аппарата Правительства Российской Федерации от 29 октября 2008 г. № П44-34597

Уважаемый Юрий Викторович!

В соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации Минобрнауки России совместно с Минфином России рассмотрело Ваше обращение от 23 октября 2008 г. № 37-15/298 и направляет информацию об обеспечении финансированием организации горячего питания обучающихся в образовательных учреждениях.

Приложение: на 7 л.

И.И. Калина

Информация об обеспечении финансированием организации горячего питания обучающихся в образовательных учреждениях

Организация питания в общеобразовательном учреждении в соответствии с законом «Об образовании» (ст. 51) возлагается на образовательные учреждения.

В соответствии с федеральными законами от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общего образования, а также социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), малоимущих граждан отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

К компетенции Российской Федерации в соответствии со статьей 28 закона «Об образовании» отнесено установление:

социальной поддержки отдельным категориям обучающихся, воспитанников;

видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся;

федеральных требований к образовательным учреждениям в части санитарных норм и охраны здоровья обучающихся.

Так, в настоящее время документом, определяющим требования к организации питания: к режиму питания и соблюдению правил личной гигиены сотрудниками пищеблока, являются Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.5.2409-08). В соответствии с указанными требованиями для всех обучающихся должно быть организовано двухразовое горячее питание (завтрак и обед).

Результаты проведенного Минобрнауки России мониторинга организации питания в общеобразовательных учреждениях 82 регионов страны показали, что охват горячим питанием (завтраками) в среднем по России составляет:

среди учащихся 1-4 классов — 83 процента;

5-9 классов — 61 процент;

10-11 классы- 55 процентов.

Двухразовым горячим питанием обеспечено не более 25 процентов обучающихся.

Около 10 процентов общеобразовательных учреждений не имеют пищеблоков. Технологическое и холодильное оборудование обновляется крайне медленно, его износ достигает 80 процентов, что не позволяет в полной мере соблюдать санитарно-гигиенические требования, установленные с 1 октября с.г.

Существующая сегодня система школьного питания, к сожалению, не обеспечивает качественного сбалансированного питания школьников с учетом их потребности в питательных веществах и энергии, что является основной причиной различных «школьных» болезней (задержка роста, анемия, кариес, болезни желудочно-кишечного тракта) более чем у 30 процентов от общей численности детей, а также главной причиной увеличения численности школьников с дефицитом массы тела (в 1,5 раза за последние десять лет).

Совершенствование организации питания в общеобразовательных учреждениях в настоящее время является одним из важнейших направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и других заинтересованных структур, поскольку напрямую связано с сохранением здоровья нации и задачами улучшения демографической ситуации в стране.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 10 декабря 2005 г. № 2065 эта работа активизировалась в большинстве субъектов Российской Федерации.

К настоящему времени в 48 регионах приняты, а еще в 24 разработаны и проходят согласование региональные и муниципальные программы по совершенствованию организации питания в общеобразовательных учреждениях.

На их реализацию в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований предусмотрено соответствующее финансирование (в Ленинградской области — 913 млн. рублей, в Тюменской области — 210 млн. рублей, в Чукотском автономном округе — 127,4 млн. рублей, в Брянской области — 112 млн. рублей, в ХМАО — более 1 млрд. рублей и т.д.).

Вопросы совершенствования организации питания школьников рассматривались 24 апреля 2007 г. на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по приоритетным национальным проектам и демографической политике, где было принято решение о реализации в отдельных субъектах Российской Федерации экспериментальных проектов по отработке современных подходов к организации питания учащихся.

Целью проекта является отработка технологических, организационных, кадровых и иных вопросов, связанных с внедрением современных технологий в сферу школьного питания, для обеспечения 100 процентов детей полноценным горячим питанием, включая диетическое меню.

Для этого, начиная с 2008 года, в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 14 субъектах Российской Федерации (Республика Татарстан, Тамбовская область, г. Санкт-Петербург, Калужская область, Ставропольский край, Оренбургская область, Алтайский край, Кемеровская область, Краснодарский край, Липецкая область, Ростовская область, Калининградская область, Красноярский край и Пензенская область), выбранных на конкурсной основе, реализуются экспериментальные проекты по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях на условиях софинансирования из бюджетов всех уровней.

Общая сумма финансирования программных мероприятий проекта в 2008 году в целом по 14 регионам составила 1 млрд. 414 млн. рублей, в том числе 500 млн. рублей — за счет средств федерального бюджета и 914 млн. рублей из региональных и местных бюджетов.

В рамках реализации первого этапа проекта в 375 школах и 45 школьно-базовых столовых проведен ремонт, реконструкция и оснащение пищеблоков современным оборудованием.

Два комбината школьного питания (далее — КШП) введены в строй в Краснодарском крае в сентябре 2008 года.

В 2009 году строительство или реконструкция КШП будут осуществлены в г. Казани (Республика Татарстан), Тамбовской, Оренбургской областях, Красноярском, Ставропольском краях и г. Санкт-Петербурге.

В рамках проекта для транспортировки продуктов питания и готовой продукции во все общеобразовательные учреждения приобретено 92 единицы автотранспорта. В Алтайском, Ставропольском краях и Калужской области на эти цели были направлены средства частных инвесторов.

Помимо работы, связанной с ремонтом, реконструкцией и технологическим переоснащением школьных пищеблоков, в рамках указанного проекта всеми регионами осуществляются меры по формированию у обучающихся, их родителей и педагогов основ культуры здорового питания; реализуются образовательные программы; проводятся тематические теле- и радиопередачи, Интернет-конференции, конкурсы и викторины.

На реализацию мероприятий по совершенствованию организации питания обучающихся в рамках приоритетного национального проекта «Образование» из средств федерального бюджета выделено: на 2009 год — 1 млрд. рублей, на 2010 и 2011 годы — по 600 млн. рублей.

В ходе реформирования системы школьного питания установлено, что внедрение современных технологий, индустриализация питания позволяют обеспечить производство оптимальных рационов, повысить качество продукции, снизить производственные издержки и негативное влияние человеческого фактора.

Совершенствование системы питания возможно при условии модернизации всей технологической цепочки: от поставки исходных продуктов до организации питания непосредственно в образовательном учреждении.

По данным автономной некоммерческой организации «Институт отраслевого питания», оснащение современным оборудованием одного пищеблока (столовой) для приготовления пищи по полному циклу в школе с численностью обучающихся 400—800 человек потребует порядка 2,5 млн. рублей, а при использовании технологий, обеспечивающих раздачу школьникам готовой и/или регенерированной в пароконвектоматах продукции — до 1,5 млн. рублей.

Таким образом, затраты на переоснащение школьных пищеблоков для приготовления пищи по полному циклу в целом по стране составят не менее 90 млрд. рублей. Создание в регионах современных комбинатов школьного питания и/или школьно-базовых столовых позволит снизить удельные затраты на модернизацию системы питания в образовательных учреждениях примерно в 2 раза.

В условиях реорганизации системы питания на основе современных технологий за регионами, муниципальными органами власти и образовательными учреждениями остается право выбора приемлемой для них модели.

Главным фактором, определяющим реализуемость индустриальных подходов в организации школьного питания, является его доступность для всех обучающихся.

Низкий уровень материального достатка многих семей не позволяет родителям обеспечить детей полноценным питанием дома и оплачивать их питание в образовательных учреждениях. В связи с этим в большинстве регионов осуществляются дополнительные выплаты на питание отдельным категориям обучающихся (из малообеспеченных, многодетных семей и др.). Размер таких выплат в среднем по стране составляет 8 рублей на одного ребенка в день (при средней стоимости завтрака в городах — 10 рублей, а обеда — 20-25 рублей), а общая численность детей, получающих эти выплаты — от 40 до 55 процентов. Эти средства в большинстве случаев не обеспечивают качественное сбалансированное питание обучающихся.

По заключению Роспотребнадзора, меню школьников составляется главным образом с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, что является основной причиной различных «школьных» болезней (задержка роста, анемия, кариес, болезни желудочно-кишечного тракта) более чем у 30 процентов от общей численности детей и роста численности школьников с дефицитом массы тела (в 1,5 раза за последние десять лет). По данным Центральной военно-врачебной комиссии Минобороны России при выдаче приписного свидетельства ежегодно освобождаются от военной службы по состоянию здоровья из-за недостаточного питания свыше 90 тысяч 17-летних юношей.

Таким образом, совершенствование системы питания в общеобразовательных учреждениях напрямую связано с сохранением здоровья нации и задачами улучшения демографической ситуации в стране.

В числе основных мер, направленных на решение этой проблемы, представляется целесообразным проработать возможность осуществления в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и комплекса мер по улучшению демографической ситуации в стране дополнительных выплат на питание учащимся 1-4 классов общеобразовательных школ, а также отдельным категориям учащихся 5-11 классов (в том числе по медицинским показаниям — включая допризывников с дефицитом массы тела). Размер таких выплат из консолидированного бюджета может составить в расчете на одного обучающегося в день от 15 до 30 рублей. Расходы федерального бюджета на эти цели составят 13 млрд. рублей в год.

Реализация такого подхода позволит, в частности, сформировать «социальный заказ» на реализацию индустриальных подходов к организации питания школьников и обеспечить их двухразовым горячим питанием.

Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания,
дополнительного образования и социальной защиты детей А.А. Левитская