Протокольное поручение Комитету ГД по транспорту
По предложению депутатов Государственной Думы О.Н. Смолина и И.И. Мельникова, А.В. Ломакина-Румянцева
В связи с инцидентом, произошедшим 30 июня в аэропорту «Домодедово» с инвалидом на коляске Натальей Присецкой, поручить Комитету Государственной Думы по транспорту запросить в Министерстве транспорта Российской Федерации информацию о причинах данного инцидента и мерах, принимаемых по недопущению нарушений авиакомпаниями прав инвалидов на беспрепятственное пользование всеми видами общественного транспорта, и довести полученную информацию до депутатов Государственной Думы.
Информация о выполнении
Официальный бланк Заместителя Министра транспорта Российской Федерации (Минтранс России)
Председателю Комитета по транспорту Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Н. Шишкарёву
Уважаемый Сергей Николаевич!
В связи с Вашим запросом от 09.07.2008 № 3.13-27/215 сообщаем информацию об инциденте, произошедшем 30.06.2008 в аэропорту «Домодедово» с пассажиром Натальей Присецкой, являющейся инвалидом III степени.
Правила воздушной перевозки пассажиров в кресле-коляске, неспособных передвигаться самостоятельно и других пассажиров с ограниченными физическими возможностями установлены приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее — Правила воздушных перевозок) и технологиями перевозчика и аэропорта по обслуживанию пассажиров.
Основания для отказа пассажиру в перевозке установлены ст. 107 Воздушного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 107 Воздушного кодекса Российской Федерации договор воздушной перевозки пассажира может быть расторгнут перевозчиком в одностороннем порядке в случае, если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки.
В соответствии с п. 110 Правил воздушных перевозок перевозка пассажиров в креслах-колясках, неспособных передвигаться самостоятельно осуществляется в сопровождении другого пассажира либо в случаях, предусмотренных Правилами перевозчика в сопровождении лица, назначенного перевозчиком.
Сопровождение необходимо для обеспечения ухода за пассажиром, неспособным передвигаться самостоятельно в полете, а также в целях обеспечения безопасности этого пассажира, безопасности других пассажиров и безопасности полета в целом при возникновении нештатных ситуаций.
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» лицо, сопровождающее инвалида III степени к месту лечения и обратно имеет право на бесплатный проезд 1 раз в год.
В целях своевременной подготовки перевозчиком условий для пассажиров, нуждающихся в посторонней помощи и предотвращения случаев отказа в перевозке пассажирам после их прибытия в аэропорт Правилами воздушных перевозок предусмотрено, что пассажир при бронировании должен сообщить необходимую информацию об особых условиях его перевозки.
Перевозка пассажира, чья способность передвигаться при пользовании воздушным транспортом ограничена и/или чье состояние требует особого внимания при обслуживании требует согласования с перевозчиком до бронирования (п. 14, 25 Правил воздушных перевозок).
Технология бронирования и оформления билетов (в т.ч. электронного билета) через сайт перевозчика или агентства должна в соответствии с п. 14 и 25 Правил воздушных перевозок предусматривать предоставление пассажирам с ограниченными физическими возможностями информации о порядке информирования перевозчика об особых условиях перевозки и согласования.
На основании предоставленной пассажиром информации заключается договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий либо не предусматривающий особые условия его перевозки.
Информация об особых условиях перевозки пассажира отражается в системе бронирования в закодированном виде.
Пассажир Наталья Присецкая, являясь пассажиром с ограниченными физическими возможностями, следовала без сопровождения другого пассажира.
Информация об особых условиях ее перевозки не была отражена в системе бронирования и в связи с несогласованными действиями сотрудников перевозчика и аэропорта необходимость их обеспечения была выявлена перевозчиком только при посадке пассажира на воздушное судно.
Правилами воздушных перевозок предусматривается создание условий для перевозки пассажиров, которые неспособны передвигаться самостоятельно.
Поскольку такие условия не могли быть обеспечены непосредственно перед вылетом воздушного судна пассажиру на основании абз. 3 п. 1 ст. 107 Воздушного кодекса Российской Федерации было отказано в перевозке.
По результатам проведенного Министерством транспорта Российской Федерации расследования ОАО «Авиакомпания «Сибирь» и ЗАО «АВК «Домодедово» поручено доработать документы, регламентирующие обслуживание пассажиров с ограниченными физическими возможностями в части приведения их в соответствие с Правилами воздушных перевозок и уточнения обязанностей и ответственности авиакомпании и служб аэропорта при обслуживании таких пассажиров.
Результаты расследования будут доведены до всех авиакомпаний и аэропортов для принятия необходимых мер с целью исключения аналогичных случаев.
С уважением, Б.М. Король
Электронная копия документа (откроется в новом окне): страница 1 (54 Кб), страница 2 (54 Кб).