Пенсионеры

Нельзя говорить о социальной политике в стране, когда средняя пенсия в 2 раза ниже прожиточного минимума, когда по сравнению с советскими временами она сократилась не менее чем в 5 раз, когда многие миллионы людей, еще 10 лет назад жившие вполне прилично на 100-рублевую пенсию (ныне не менее 2 тыс. рублей), получают по 400 рублей (на советские деньги — 20 рублей). В таких условиях перед пенсионерами все власти в неоплатном долгу. И все же нельзя путать тех, кто старался, но был не в состоянии помочь, и тех, кто проводил “реформы” за счет пенсионеров и предлагает проводить дальше.

В работе Госдумы и моей личной работе по защите интересов пенсионеров можно выделить 2 основных направления:

  1. Срыв правительственных планов пенсионной “реформы”;
  2. Конкретные действия, направленные на улучшение положения пенсионеров.

1. Как известно, варианты правительственной концепции пенсионной реформы, различаясь в деталях, предусматривали 3 ключевые позиции, направленные против интересов пенсионеров.

Во-первых, фактическая отмена льготных пенсий путем передачи ответственности за их выплату негосударственным пенсионным фондам. Высокопоставленные российские чиновники много раз заявляли, что если, например, учителя, врачи или работники вредных производств хотят получать льготную пенсию (в т.ч. пенсию за выслугу лет), они должны создавать негосударственные пенсионные фонды. Правда, никто из них не уточнил, на какие именно деньги это будут делать обнищавшие бюджетники или даже шахтеры, много месяцев не получающие заработной платы. Поэтому фактически речь шла о том, чтобы лишить социальной поддержки многие сотни тысяч людей.

Во-вторых, лишение права на пенсию тех, кто работает. При этом Правительство В.С. Черномырдина знать не хотело, что у большинства работающих российских пенсионеров заработная плата вместе с пенсией не достигает прожиточного минимума. К тому же если поставить людей перед выбором — нищенская пенсия или нищенский заработок — многие работы в России останутся без работников. Опустеют предприятия, использующие труд инвалидов; сразу почувствуется нехватка технического персонала в школах, больницах, учреждениях культуры; не захотят работать многие опытные учителя и врачи, особенно на селе и т.п.

На парламентских слушаниях и пленарных заседаниях мы столь жестко высказались против предложений Правительства, что до него, наконец, дошло: подобный Закон пройти через Парламент не имеет никаких шансов. В конце концов даже Президент, сделав хорошую мину при плохой игре, объявил, что отбирать пенсии у работающих не намерен.

В-третьих, повышение пенсионного возраста. Чаще всего его предлагали поднимать на 5 лет и женщинам, и мужчинам. Однако наиболее “смелые реформаторы” хотели, чтобы мужчины выходили на пенсию в 70 лет! Один из таких проектов публиковала в свое время “Независимая газета”. При этом ссылались на опыт Запада, а также на то, что в большинстве республик бывшего Союза пенсионный возраст уже повышен. Понятно, что при общем сокращении продолжительности жизни в стране, в т.ч. у мужчин до 58 лет, в результате подобной “смелости” были бы ликвидированы “как класс” либо все пожилое население, либо, по крайней мере, пенсионеры-мужчины. Что касается примера Запада, то, когда в России средняя продолжительность жизни приблизится к 80 годам, тогда и мы сможем, по крайней мере, спокойно обсудить возможность и целесообразность избавления от такого “пережитка социализма”, как самый низкий в мире пенсионный возраст.

Срыв Госдумой составленных под диктовку Международного валютного фонда планов проведения пенсионной “реформы” по всем трем пунктам — одна из реальных ее заслуг перед обществом и нашими ветеранами. В очередной раз хочу ответственно заявить: пока работаю в Парламенте, льготные пенсии отменены не будут, работающие пенсионеры будут получать пенсию, а пенсионный возраст повысить не дадим.

2. Конкретные меры, принятые Госдумой по поддержке пенсионеров, можно условно разделить на 3 основные группы.

Во-первых, за прошедшие три с половиной года пенсии повышались:

  • с 1 мая 1996 г. — в 1,1 раза;
  • с 1 октября 1997 г. — в 1,1 раза;
  • с 1 декабря 1997 г. — в 1,21 раза;
  • с 1 мая 1999 г. — в 1,12 раза.

В бюджет Пенсионного фонда на 1999 г. заложены компенсационная выплата в 50 рублей каждому пенсионеру — с октября и 15-процентное увеличение всех пенсий — с ноября. В 2000 г. пенсии должны вырасти на 31 %, т.е. больше, чем цены (18 %). Однако все эти жалкие добавки лишь чуть-чуть скрашивают картину обнищания. Тем не менее все попытки Госдумы принять законы о настоящем повышении пенсий, в т.ч. до прожиточного минимума, наталкивались и наталкиваются на сопротивление Совета Федерации либо Президента (см. раздел “Бедные”).

Во-вторых, с 1 февраля 1998 г. вступил в силу новый Федеральный Закон “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”, который, несмотря на свои недостатки и манипуляции Правительства, немного прибавил пенсии примерно 4 из каждых 10 пенсионеров (в Омской области — примерно 210 тысяч из 544 тысяч пенсионеров).

Что касается манипуляций, которые произвело Правительство своим Постановлением № 1600 от 30 декабря 1997 г., то суть дела предельно проста: как заявил тогда на заседании Госдумы зам. председателя Правительства О.Н. Сысуев, средняя начисленная заработная плата в стране на тот момент составляла 1080 рублей, но для расчета пенсий Правительство установило особую среднюю заработную плату (выплаченную) — 760 рублей. В результате пенсии, как правило, не уменьшились (Закон прямо запрещает это делать), но масса людей оказалась обманута в своих ожиданиях. Попросту говоря, рассчитывали на прибавку в 100 рублей, а получили 10 или вообще ничего не получили. Кстати, и это было сделано опять же по требованию Международного валютного фонда.

Мы вызывали в Госдуму членов Правительства, приняты два специальных Постановления с требованием считать для пенсионеров среднюю заработную плату, как для всех остальных, создали специальную комиссию, но не смогли заставить Правительство выполнить Закон. Стало ясно, что необходимо вносить в него поправку, четко записав, что речь идет об исчисленной заработной плате. Такая поправка, предложенная рядом депутатов, в т.ч. и мною, уже принята Госдумой.

Что касается недостатков самого Закона, то в процессе его подготовки после отклонения Президентом и во имя того, чтобы Президент Закон подписал, депутатам Госдумы пришлось пойти на значительные уступки. Во-первых, право получать пенсии по новому Закону было оставлено только неработающим пенсионерам; во-вторых, из пенсионного стажа оказались исключенными так называемые нестраховые периоды, в т.ч. связанные с уходом за детьми до 3 лет, с получением образования, со службой в армии, с работой на Севере и т.п.

Встречаясь с омичами, я говорил о том, что мы поддержали этот вариант Закона, поскольку он помог некоторым нашим согражданам, хотя и обострил проблему социальной справедливости. При этом я обещал, что теперь буду стремиться исправить положение, внося поправки в действующий Закон.

Несмотря на возражения думского Комитета по труду и социальной политике, при поддержке многих депутатов, особенно из левых фракций, мне удалось добиться принятия Госдумой поправок, которые:

  • давали возможность и работающим пенсионерам начислять пенсию по новому Закону;
  • включали в стаж, учитываемый при назначении пенсии, все периоды, которые из него новым Законом были исключены.

После того, как Совет Федерации отклонил Закон, была создана согласительная комиссия, в состав которой мне тоже удалось попасть. Поначалу все члены комиссии соглашались с тем, чтобы однозначно прописать в Законе, что пенсия должна рассчитываться от величины средней начисленной заработной платы, но никто из них не соглашался с тем, чтобы ввернуть в пенсионный стаж так называемые нестраховые периоды. В конце концов удалось убедить большинство согласиться и с этим. Надеюсь, осенью Закон поступит на подпись к Президенту. Удастся ли преодолеть его предполагаемое вето — покажет время. Во всяком случае все, что зависит в этой части от меня, уже делается и будет сделано.

В-третьих, удалось принять серию законов, улучшающих пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан. В их числе:

  • ввести пенсии за выслугу лет для работников образования, продолжающих работать по специальности (см. раздел “Образование”);
  • ввести пенсии на аналогичных условиях для сельских медиков (см. раздел “Бюджетники”);
  • поднять пенсии летному составу;
  • ввести повышения пенсий Героям России, Советского Союза социалистического труда на 50 % исчисленной пенсии за каждое звание (соответственно дважды героям — 100 % и т.д.);
  • улучшить пенсионное обеспечение военных пенсионеров. 25 июня 1999 г. Госдума приняла и 17 июля Президент подписал Федеральный Закон “О внесении дополнений в Федеральный Закон “О федеральном бюджете на 1999 год”, которым предусмотрено выделение дополнительных средств в расходной части федерального бюджета на выплату пенсий военным пенсионерам и ликвидации задолженности по выплате этих пенсий. В настоящее время в части повышения пенсий с января 1999 г. этот закон уже работает.

За время депутатской работы я не только каждый раз голосовал за законопроекты и поправки других депутатов, улучшающие положение наших пенсионеров всех категорий, но помимо всего, о чем рассказано выше, сам внес многочисленные предложения. Назову лишь два, наиболее важные, над которыми работаю уже несколько лет, но пока никак не могу “пробить”:

  • предложение, предусматривающее повышение пенсий тем, кто оставил работу в 70-80-е годы, до уровня современных пенсий, повышение коэффициентов “осовременивания”;
  • предложение, предусматривающее начисление районной надбавки (в Омской области — 15 %) ко всем пенсиям, а не только к минимальным и максимальным, как сейчас. Предложение затрагивает интересы 9 из 10 пенсионеров. Бьюсь за него уже много лет. Лишь в последнее время удалось убедить некоторых членов профильного Комитета Госдумы.

О других моих предложениях в области пенсионного законодательства см. разделы “Образование”, “Бюджетники”, “Ветераны”, “Инвалиды”и др.

Защиту интересов пенсионеров считаю одной из главных своих задач и в новом Парламенте. Власть, которая не заботится о своих стариках, — это что угодно, но только не государственная власть.