II.6. «Образование – для всех»: внепарламентская борьба за будущее

В последние годы по планете Земля, включая практически все её обжитые континенты, прокатилась волна социальных форумов. Форумы эти инициируются «снизу» и, как видно из названия, объединяют организации и людей, обеспокоенных различными социальными проблемами и не вписавшихся (а чаще всего не желающих вписываться) в традиционные политические структуры. Каждый социальный форум – это продолжение и попытка объединения новых массовых демократических движений (экологических, антимилитаристских, просветительских, женских, молодёжных, в том числе студенческих и т.п.), подъём которых мир переживает со второй половины 1970-х гг.

Современная Россия, как и во всём прочем, в этом отношении отстаёт от «цивилизованного» мира, причём отстает дважды. Во-первых, новые отечественные социальные движения, пережив всплеск в конце 80-х гг. прошлого века, после революционной катастрофы начала 1990-ых заметно сникли, а частью просто угасли. Во-вторых, современная российская власть пытается искусственно загнать политическую жизнь страны в окостеневшую партийную структуру, ссылаясь на зарубежный опыт столетней давности, тогда как в действительности в индустриально развитых странах новые социальные движения как раз и отражают массовое недовольство господством крупного бизнеса, государственной и партийной бюрократии.

В российских условиях, когда возможности парламентской оппозиции, охватывающей фракции КПРФ, «Родина» и значительную часть независимых депутатов, крайне ограничены, а сторонникам альтернативной стратегии образовательной политики в значительной степени перекрыты информационные каналы, обеспечить социальные гарантии для тех, кто учится и учит, экономические свободы для образовательных учреждений и академические – для всех участников образовательного процесса способно лишь объединение усилий людей и организаций, независимо от их политических взглядов, обеспокоенных будущим отечественного образования, а значит, и страны.

Именно поэтому я стал инициатором проведения общероссийского форума «Образование – для всех» и создания общероссийского общественного движения под таким же названием.

Идея проведения форума и создания общественного движения была поддержана на состоявшихся в феврале 2005 г. общественных слушаниях в Государственной Думе РФ. В ходе слушаний, а затем на пленарном заседании и секциях Российского форума «Образование – для всех» была проведена широкая общественная экспертиза предложенных правительством приоритетных направлений «реформирования» образовательной системы, а также альтернативных предложений в этой области.

Предлагаю читателям краткое сопоставление основных положений декларации «Образование – для всех» с правительственными предложениями, рассмотренными в предыдущем разделе отчета.

1. Бюджет

До середины 2007 г. правительство стыдливо умалчивало о стратегии бюджетных расходов. Мы называем конкретные параметры, исходя из необходимости движения страны в направлении информационного общества. Если в начале 1950 гг. расходы на образование в бюджете СССР составляли примерно 10% от валового внутреннего продукта (ВВП), в 1970 г., по данным Мирового банка, 7%, то в настоящее время – около 3%. Мы требуем в среднесрочной перспективе вернуть расходы на образование на уровень 7% от ВВП, а в долгосрочной – на уровень 10%. На наш взгляд, не менее половины дополнительных доходов федерального бюджета, которые в 2004–2006 гг. составили 3,5-4 триллиона руб., должны быть вложены в будущее, т.е. в детей и молодёжь. Экономить же на образовании, как сказал бы Менделеев, хуже, чем топить ассигнациями!

2. Межбюджетные отношения

Судя по министерской концепции управления имущественными комплексами образовательных организаций, намерения правительства – передать на региональные бюджеты оставшуюся в федеральном ведении часть ПТУ, ссузов и большую часть вузов. Наша позиция: чем богаче бюджет, тем больше обязательства. Поэтому в федеральную собственность и на федеральное финансирование должны быть возвращены все переданные в регионы профессиональные учебные заведения, коллективы которых примут решение о таком возвращении.

3. Финансовые механизмы

Правительственные документы настаивают на ваучеризации высшего образования (концепция ГИФО) и на подушевом финансировании школы (деньги – за учеником). Установив законом ещё в 1992 г. нормативное финансирование образовательных учреждений, мы полагаем, что сведение его исключительно к подушевому принципу, а тем более, к образовательным ваучерам, приведёт к резкому неравенству образовательных возможностей граждан.

4. Налоги

Правительство настаивает на полном налоговом равенстве коммерческих организаций с некоммерческими при льготах для большого бизнеса. Мы требуем сохранения и восстановления налоговых льгот для образования в полном объёме.

5. Социальные гарантии для обучающихся

Авторы правительственных документов обходят этот вопрос молчанием. Мы предлагаем систему конкретных мер и показателей, в том числе:

  • повышение детского пособия в малообеспеченных семьях до прожиточного минимума;
  • развитие детских домов семейного типа;
  • возвращение к опыту всеобуча;
  • введение за государственный счёт здоровьесберегающих технологий в учебных заведениях;
  • обеспечение детей горячим питанием и учебниками за счёт федерального и региональных бюджетов;
  • обеспечение каждому ребенку права на полноценное дошкольное образование вместо обещанного правительством «предшкольного»;
  • возвращение законодательного запрета на сокращение числа бесплатных мест в вузах, ссузах и ПТУ;
  • повышение социальных стипендий в профессиональных учебных заведениях до прожиточного минимума, а академических – в зависимости от типа учебного заведения;
  • создание дополнительных гарантий права на образование для детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов, граждан с низкими доходами, детей из села и т.п.

6. Отсрочки

«Силовики» в правительстве и администрации президента разрабатывают планы призыва студентов в солдаты. Мы требуем сохранения всех действующих отсрочек на период обучения. Это соответствует интересам не только личности, но и государства: современной армии требуется не «пушечное мясо», но зрелые парни, подготовленные к освоению новейшей военной техники.

7. Социальные гарантии для педагогов

Правительство разрушило их систему Федеральным законом № 122. Мы требуем восстановления и исполнения этих гарантий в полном объёме, а в долгосрочной перспективе – приравнивания педагогов к государственным чиновникам по уровню оплаты труда, пенсионного обеспечения и другим социальным гарантиям.

8. Равенство образовательных возможностей

Несмотря на отдельные шаги в этом направлении (предложение вернуться к обязательному полному среднему образованию, бюджетное образование для парней, отслуживших в армии полный срок по контракту), в целом правительство программирует скачкообразный рост неравенства образовательных возможностей граждан, включая сокращение доли бюджетных учебных мест. Мы требуем наращивания бюджетного образования, а в перспективе перехода к общедоступному образованию всех уровней.

9. Организационно-правовые формы в образовании

Правительство намерено превратить государственные образовательные учреждения в АУ (автономные учреждения) и ГАНО (государственные автономные некоммерческие организации). Мы выступаем категорически против, полагая, что это приведёт к утрате отсрочек, налоговых льгот, досрочных пенсий, а главное – к возможности банкротства и массовой приватизации в образовании.

10. Государственный и негосударственный сектор

Правительство предлагает противоестественную приватизацию государственного образования и не менее противоестественное свёртывание образования негосударственного. Мы выступаем против того и другого, за сохранение и здоровую конкуренцию двух секторов образовательной системы.

11. Образование и электронные СМИ

Правительство делает вид, что такой проблемы не существует и, более того, проваливает все законопроекты в защиту общественной нравственности на телевидении. Мы настаиваем на увеличении доли образовательных программ в эфире государственных СМИ и общественно-педагогическом контроле в интересах сохранения интеллектуального и нравственного здоровья народа.

12. Ценности образования

Правительственные документы молчат, фактически трактуя образование как сферу обслуживания рынка труда. Мы полагаем, что сводить образование исключительно к рыночной услуге может лишь тот, кто не отличает любовь от секса за деньги, и настаиваем на многостороннем развитии личности, патриотическом и гражданском воспитании.

13. Содержание образования

Судя по официальным документам, правительство оно не волнует. «Партия власти» озабочена ЕГЭ, АУ, подушевым финансированием, всеобщей бакалавризацией – короче, чем угодно, кроме главного: чему следует учить наших детей и студентов. Мы, напротив, формулируем основные принципы преподавания:

  • научность и фундаментальность,
  • сочетание обучения с практикой,
  • сохранение академических свобод и многообразия политических позиций и т.п.

14. Образовательные технологии

Правительственные документы молчат. Мы полагаем, что лучшие традиции образования должны быть соединены с новейшими образовательными технологиями, а потому предлагаем, в частности, разработать и принять федеральную целевую программу «Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии».

15. Дошкольное образование

Правительство предлагает заменить его «предшкольным», фактически отменяя тем самым конституционные гарантии прав граждан в этой области. Мы требуем не отмены, но осуществления таких гарантий, восстановления сети учреждений дошкольного образования, которое не может сводиться к простому натаскиванию будущих учеников и обладает самостоятельной ценностью, целями и методами.

16. Школа

Правительственный документ предполагает принудительную профилизацию её старшей ступени. Мы считаем возможным углублённое изучение отдельных предметов, либо профильное обучение в старшей школе только на добровольной основе и при условии сохранения её общедоступности и бесплатности.

17. Профессиональное образование

Правительственная «реформа» предполагает фактическую ликвидацию ссузов и принудительное введение двухступенчатой системы высшего образование во всех или абсолютном большинстве вузов при ограничении числа учебных мест на ступени магистратуры или по программам специалитета. Мы настаиваем на сохранении всех уровней профессионального образования и на добровольности введения системы бакалавриата и магистратуры.

Аналогичным образом, если будет реализовано предложение разделить вузы на три группы (национальные университеты, вузы федерального значения и вузы регионального значения) и финансировать в третьей группе только бакалавриат, то это неизбежно нанесёт удар по большинству студентов из провинции, которые не смогут получить полноценного профессионального образования.

18. Дополнительное образование

Правительство сводит его к непрерывному профессиональному, как будто в стране уже нет детей. Мы добиваемся принятия отклонённого подконтрольной Думой Федерального закона «О дополнительном образовании», предусматривающего его развитие на всех уровнях и обеспечения равного статуса учреждений и педагогов дополнительного образования с учреждениями и педагогами, реализующими основные образовательные программы.

19. Специальное образование

В правительственных документах о нём полстроки: должно финансироваться по повышенным нормативам. Мы требуем принятия отклонённого Думой Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», предусматривающего полное государственное обеспечение для детей–инвалидов в школе, участие федерального бюджета в финансировании специальных школ, развитие интегрированного обучения.

20. Авторство

Имена авторов правительственных документов тщательно скрываются. Автор Декларации «Образование – для всех» лично представил её образовательному сообществу для обсуждения и критики, но не хотел бы оставаться в одиночестве. В работе над документом уже приняли участие Нобелевский лауреат Ж. Алфёров, профессор МГУ и координатор движения «Альтернативы» А. Бузгалин, президент Российского Фонда «Образование» С. Комков, многолетний председатель думского Комитета по образованию и науке, первый заместитель председателя ЦК КПРФ и профессор МГУ И. Мельников. Соавтором документа может стать любой, кто внесёт серьёзные предложения и примет участие в совместных действиях ради их осуществления.

К осени 2005 г. декларацию «Образование – для всех» одобрили и подписали представители более 50 общественных организаций, включая московский горком профсоюза работников образования и науки, Российскую ассоциацию профсоюзных организаций студентов (РАПОС), Союз директоров школ России, Ассоциацию демократических школ и др. Региональное отделение движения создано и в нашем городе. Под эгидой движения в Омске четырежды прошли общественные слушания, рекомендации которых направлены во властные структуры.

Объединив более 50 организаций в общероссийское общественное движение «Образование – для всех», мы хотим добиться, чтобы власть услышала голос образовательного сообщества в лице Российского образовательного форума, Конгресса российских образовательных организаций, а если это не поможет – в лице участников массовых акций протеста. Уверен, именно активное давление на правительство вызвало те немногочисленные решения, которые можно записать в актив власти, в том числе о возвращении к обязательному среднему образованию; о двукратном повышении стипендий в 2005 г.; об увеличении надбавок за классное руководство и учёные степени – в 2006 г.

Готов повторить: защищая свои «корпоративные» интересы, образовательное сообщество прокладывает путь в будущее для всей страны. Власть всё ещё ищет для России национальную идею, тогда как эта идея у неё прямо перед глазами. Нашей национальной идеей должны стать дети и молодёжь России, их образование, здоровье и развитие. Только так можно выйти из кризиса и вступить в новую цивилизацию – «общество знаний».