Стенограмма вопроса-ответа Олега Смолина и Антона Силуанова о финансировании образования в 2021-2023 гг.

28 октября Государственная дума в первом чтении рассмотрела бюджет на 2021-2023 гг.

Отметим, что по данным Счетной палаты, в ближайшие три года расходы на образование сократятся с 3,9 до 3,6% от ВВП. Так же и по заключению Комитета ГД по образованию и науке реальные расходы на образование в следующем году снизятся: и не в долях от ВВП, а просто в деньгах.

И на фоне пандемии коронавируса, по данным Счетной палаты, в следующем году расходы на здравоохранение будут сокращены с 3,1 до 2,9% от ВВП. Международная норма затрат на эту позицию – 6%.
Такую же судьбу ждет и расходы на науку.

«За» проголосовали фракции «Единая Россия» и «ЛДПР», «против» — «КПРФ» и часть фракции «Справедливая Россия».

Олег Смолин задал вопрос министру финансов Антону Силуанову о том, как правительство планирует повышать заработные платы учителям, сокращая общее финансирование образования. Вячеслав Володин поддержал этот вопрос и обратил внимание министра, что необходимо рассмотреть его на третьем чтении. Подробнее в стенограмме:

Смолин О. Н., фракция КПРФ.

Уважаемый Антон Германович, правительство заявило о намерении вводить новые системы оплаты труда, начиная с медиков. При этом обещано, что доля базового оклада в зарплате будет повышаться, как и сама зарплата. Однако в проекте бюджета на 2021 год федеральное софинансирование оплаты труда в бюджетной сфере уменьшена по сравнению с действующим трехлетним бюджетом.

По поручению президента с 1 сентября введена надбавка классным руководителям школ в размере 5 тысяч рублей. Однако аналогичную, даже более сложную работу, выполняют классные руководители в системе профтехобразования, там дети сложнее. Вопрос. Как можно увеличить базовые оклады и зарплату, уменьшая финансирование? Готово ли правительство ввести президентские надбавки классным руководителям в техникумах и колледжах, хотя бы с осени 2021 года? Почему, вопреки прямому требованию президента в речи от 23 июня, сокращается доля расходов на образование и медицину, а указы президента в части расходов на науку недофинансируются, как минимум, в 2,5 раза? Спасибо.

Силуанов А. Г.

Уважаемый Олег Николаевич, уважаемые депутаты!

Я в докладе тоже говорил о том, что у нас расходы на медицину сокращаются к текущему году. Но в текущем году мы нарастили расходы и точечно оказали поддержку субъектам Российской Федерации, медикам в части выплат дополнительных мер стимулирующего характера для тех медицинских работников, которые работают в ковидной зоне.

Поэтому мы считаем, что это были разовые решения. Конечно, они повысили расходы, но 2021 год по отношению к 2019-му, доковидному, что называется, году, расходы на медицину возрастают, расходы растут также и на образование.

Поэтому вопрос об оказании помощи субъектам Российской Федерации по повышению заработных плат бюджетникам, он учтён у нас при распределении нашей поддержки. Мы 90 миллиардов рублей учли в качестве дополнительной поддержки субъектов Российской Федерации и рассмотрели на Трёхсторонней комиссии распределение этих средств. 90 миллиардов даёт закрытие примерно 90 процентов всего прироста расходов на оплату труда всем работникам бюджетной сферы в соответствии с указом президента о том, что зарплата бюджетной сферы должна соответствовать среднему уровню по экономике в зависимости от категории бюджетников.

Поэтому действительно мы сейчас, отвечая ещё тоже на первую часть вопроса, мы готовим предложения по изменению оплаты труда, повышению базовой составляющей и сокращению стимулирующей. Такие предложения будут подготовлены и при необходимости они, конечно, будут обеспечены финансовыми ресурсами. Вопрос – с какого периода. С какого периода мы их введём, с такого периода и будем, значит, рассматривать финансовое обеспечение этой меры. Спасибо.

Председательствующий, Вячеслав Володин.

Антон Германович, вот учитывая, что вы вырабатываете сейчас предложения, было бы правильно, чтобы депутаты подключились к этой работе, причём не только представители профильных комитетов, но и Комитет по бюджету и налогам.

Ведь речь о чём идёт? Действительно, средняя зарплата по региону – это показатель, который должен учитываться при начислении заработной платы в школах или там двукратная в учреждениях здравоохранения и в высшей школе. Но по факту, на деле получается, что учитель зачастую получает заработную плату и 15 тысяч, и 17 тысяч при средней по экономике региона порядка 30. Поэтому то, что вот основная зарплата будет расти, а стимулирующие будут уменьшаться, правильно, потому что мы неоднократно говорили, и, кстати, профильное министерство поддерживает, что она должна быть порядка 70 процентов. Сегодня здесь минимум определяется только МРОТ, и, конечно, здесь надо наводить и порядок и как можно быстрее решение принимать.

Но в чем прав Смолин? У нас что сегодня получается? Если в школе есть надбавки за классное руководство, в колледжах, в техникумах эти надбавки отсутствуют. Вообще вся система образования во многом строится на том, что наиболее профессиональные учителя из школы идут преподавать в колледж, в техникум, а те, кто эффективно работает в колледже, в техникуме, идут работать в высшую школу. Но сегодня мотивирующих факторов, учитывая, что в школе заработная плата имеет в том числе надбавку за классное руководство, а в колледже, в техникуме отсутствует, и у нас получается, то звено, которое должно сейчас ожить и заработать, особенно потому что у нас действительно и колледжи, и техникумы, училища, если говорить вот старым языком, прежним определением, они сильно пострадали за счет вот 90-х годов, и их нужно поддерживать, а так, как заводы стали работать, у нас нет притока высококвалифицированных кадров, которые должны пройти сначала училище или те же техникумы.

Поэтому правильно было бы посмотреть на это более объективно, что там есть эти проблемы, и туда никто не хочет идти работать, потому что в школе зарплаты выше. Так, Олег Николаевич? Так. Поэтому давайте мы с вами, вот в ходе обсуждения видя эти проблемы, до второго чтения их изучим и на себя возьмем обязательство, как их решать. Но во всяком случае смысл в обсуждении бюджета, публичном обсуждении, он заключается в этом.

И, конечно, нам правильно, опять-таки, к принятию бюджета в третьем чтении выйти с предложениями конкретными по заработной плате, уйти от этого определения «средняя зарплата», она должна быть понятная притом, что есть средняя по региону, притом, что она влияет (эта средняя) на заработную плату по-любому в бюджетных учреждениях.

Но меньше определенной заработной платы учитель не должен получать, врач не должен получать, работник высшей школы не должен получать, потому что все ждут от нас решений.

У нас есть главный врач, в разы больше получает, иногда в десятки, чем врач, замы главного врача. Есть ректор, который получает зарплату, будь здоров, которой нет ни у министров, ни у депутатов, ни у губернаторов, и есть ассистент, доцент, который получает там в десять раз, в пятнадцать раз меньше.

Поэтому давайте мы примем эти решения, и, возможно, они многие проблемы снимут. Мы от вас это ждем. Об этом речь идет. Так, коллеги, или нет? Потому что нам эти вопросы ставят постоянно. (Аплодисменты.)

Будем работать над этим? Антон Германович, ну, кому легко? Понятно, что на вас все эти проблемы вот так вот концентрируются. Но мы-то здесь плечо подставляем.

Посмотрите, мы же когда обсуждаем бюджет, все понимаем ситуацию, которая сложилась в экономике. Вам выпала доля решать эти проблемы. Давайте вместе будем. Ну и мы-то как раз хотим на себя тоже взять часть ответственности. Но если только мы будем игнорировать эти проблемы, то тогда граждане скажут: а зачем нам такие депутаты? Ну а депутаты, понятно, скажут то же самое в отношении тех, кто присутствует у нас в ложе, а этого не хотелось бы.