Критиковать нужно не министра образования, а правительство в целом

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко раскритиковала главу Минпросвещения Сергея Кравцова за отсутствие системного понимания целей нацпроекта «Образование» и увлеченность международными исследованиями качества российского образования.

«Я не совсем удовлетворена, Сергей Сергеевич, вашим докладом и ответами на вопросы сегодня. Не получилось системного понимания, что такое национальный проект «Образование», какие цели стоят перед ним, как они будут достигнуты. Практически ничего не было сказано о среднем профессиональном образовании, считаю это проблемой проблем», — сказала Матвиенко в среду на заседании верхней палаты парламента, обращаясь к министру.

«Что меня очень насторожило, это ваша увлеченность международными исследованиями качества образования в России. По-моему, это не тот путь, по которому нужно идти министру просвещения РФ. Мы всегда гордились, нам есть чем гордиться, отечественной системой образования, которая была лучшей в мире и, думаю, сегодня таковой остается. Я думаю, что у нас достаточно своих собственных сил, чтобы самим разобраться с качеством образования, что нужно делать для его повышения», — приводит ТАСС слова спикера Совфеда.

Она предложила провести отдельную встречу сенаторов с главой Минпросвещения по теме нацпроекта «Образование». По мнению Матвиенко, министерство в ряде случаев использует в своей работе технократический подход. «Вот сейчас мы во всех школах введем советника директора по воспитательной работе, у нас все будет хорошо с воспитанием — это очень поверхностный и неправильный подход», — считает спикер.

Как подчеркнула Матвиенко, Министерству просвещения РФ необходимо стратегически посмотреть на проблемы образования и предложить реальные инструменты для их решения, «чтобы воспитание стало таким же важным, как и образование в стране». «Мне бы очень не хотелось такого восприятия, что национальные проекты — это количество построенных школ и детских садов, это не так, не для этого национальный проект создавался», — сказала Матвиенко.

Как отметил в ответ на критику спикера Совфеда Кравцов, международный опыт в ходе докладе был приведен «лишь по одной причине — чтобы не совершить тех ошибок, которые уже сделаны и которые провоцируют на определенные шаги». «Отказаться от базового содержания образования, перейти на функциональную грамотность — это нельзя сделать, мы должны и обучать, и воспитывать», — сказал министр.

Олег Смолин:

«При всем уважении к Валентине Ивановне Матвиенко я думаю, что цели национального проекта «Образование» заданы не министром, а президентом России. Как известно, этих целей две. Цель первая — войти в десятку наиболее развитых систем образования, и цель вторая – обеспечить всестороннее развитие личности.

Обе цели нуждаются как минимум в разъяснении. Дело в том, что если вы пытаетесь войти в десятку лучших систем образования, вы не можете не пользоваться международными исследованиями. Согласно исследованиям PIRLS, российская начальная школа по последним данным остается, как ни странно, лучшей в мире. Согласно исследованиям TIMSS, которые касаются классов с 4-го по 8-й, мы тоже входим в десятку. А вот согласно исследованиям PISA, которые дают оценку образовательным достижениям учащихся, мы по большинству показателей в четвертом десятке, по некоторым в третьем, по некоторым в пятом. Напоминаю, в советское время мы всегда были в тройке лучших. Поэтому Сергей Кравцов не может не ссылаться на международные исследования, если он говорит о национальном проекте «Образование».

Что же касается многостороннего развития личности, то здесь, на мой взгляд, действующая политика не соответствует национальной цели. Согласно официальному заключению Комитета по образованию и науке, в реальных деньгах бюджет образования на 2021 год сокращен. То есть, в целом он увеличен на 71 млрд рублей, но из них 59 млрд – это питание. Значит, собственно на образование расходы бюджета уменьшены. Но за бюджет отвечает не Сергей Кравцов, а министр финансов. Поэтому я думаю, что критика Валентины Ивановны должна быть адресована не Сергею Кравцову, а правительству в целом.

Теперь о главной проблеме российского школьного образования. Если одним словом, то главная проблема российской системы школьного образования связана с его качеством и с мотивацией. При том, что наша начальная школа по международным данным остается лучшей в мире, мы точно знаем, что современные дети в начальной школе и позже знают намного меньше, чем знали мы, выпускники советской школы. Надо понимать, что современная школа нарушила принцип Льва Семеновича Выготского, который называется принципом зоны ближайшего развития. Школьные программы сегодня перегружены, но именно потому, что они перегружены, дети не знают того, что они обязаны были бы знать, если бы школьные программы были нормальные. У нас огромное противоречие между теми неимоверными задачами, которые поставлены в образовательных стандартах и программах, и реальным уровнем знаний детей. Спросите ребенка, который изучал античную историю, что он знает об античных мифах, не говоря уже о крупнейших деятелях античной эпохи, и обнаружите в его знаниях вопиющую дыру.

Поэтому нам необходимо: а) – увеличивать финансирование образования, б) – уменьшать школьные программы и добиваться, чтобы дети знали хотя бы более-менее близко к тому, что знали мы.»

Источник