Депутаты Госдумы и общественные эксперты бурно обсуждают связь между Болонским процессом и ЕГЭ. Многие высказывают позицию, что если будет отменена Болонская система, то и отменят единый госэкзамен.
По этому поводу нужно заметить следующее:
— Пока никто ничего не отменил. Более того первый заместитель министра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев в мягкой форме передал мысль, что мы уходим из Болонского процесса, но возврата к советской системе образования не произойдёт. Будет что-то другое, что будет ориентировано на потребности экономики.
Более того, по мнению министра Валерия Фалькова, отказ от Болонской системы в России не будет означать отказа от бакалавриата и магистратуры. Других подробностей чиновники пока не сообщали.
Ещё до всех событий и заявлений нами был подготовлен законопроект о возвращении к добровольности Болонского процесса. Надеюсь, что скоро он будет внесён в Госдуму.
Также единственные кто внёс законопроект о добровольности ЕГЭ – это мы. Сделали это ещё в августе прошлого года. Но до сих пор инициатива не была рассмотрена.
ЕГЭ и Болонский процесс – две разные темы, но между ними есть общее. Обе системы заимствованы с Запада. Одна – больше у США, вторая у европейских стран, причём в самом упрощенном виде. В Европе университеты учитывают не только результаты тестирования, но и другие достижения абитуриента (общественная жизнь, спорт и т.д.). У нас это тоже появилось, но лишь в последнее время и в минимальном виде.
Есть ещё одна общая черта, которая состоит в том, что обе системы работают скорее на тех, кто намерен работать за рубежом или в зарубежных компаниях, чем на тех, кто намерен жить и работать в России.
Пример, главное достижение ЕГЭ – увеличение ребят из регионов страны, которые поступают в столичные вузы. Казалось бы, что всё замечательно, но обратно большинство из них не возвращается, что создает проблемы для развития научных школ в регионах, обеспечение кадров и т.д.
По данным экс-ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова и моего регулярного оппонента по вопросам науки и образования, до 50% успешных студентов в ведущих вузах России уезжают за рубеж. Получается, что Москва и Санкт-Петербург являются для ребят из регионов перевалочной базой.
Я понимаю, почему люди уезжают, но при этом моя задача думать не о тех, кто будет работать там, а о тех, кто остается в России. Поэтому мы и предложили хотя б самый мягкий вариант – добровольность ЕГЭ и Болонского процесса. Они ни у кого не заберут никаких прав, но отменят «принудиловку» и командование чиновников в российском образовании.