9 июня в Государственной думе состоялась дискуссия между мной и председателем Думы Вячеславом Володиным. Я поддержал законопроект о бесплатном высшем втором образовании в сфере искусств.
Как отмечали авторы инициативы, принятие поправок даст возможность получить бесплатно второе или последующее высшее образование и продолжить трудовую деятельность по ряду творческих профессий лицам, уже имеющим высшее образование, при наличии у них соответствующих творческих способностей.
Также я поднял вопрос о том, что необходимо применять данную норму и в отношении обучения по другим специальностям. И предложил увеличить бюджетный набор, поскольку количество бюджетных студентов по сравнению с советскими временами сократилось примерно на 40%, а, значит, сократилась и доступность высшего образования.
Вячеслав Володин возразил моему последнему утверждение, сославшись на то, что доступность высшего образования выросла после того, как оцениваться уровень абитуриентов стали по ЕГЭ. Он также отметил, что сегодня практически 80% выпускников школ идут учиться в высшие учебные заведения, и нам нужно учитывать не только советский опыт, но и дореволюционный.
Давайте дадим некоторую историческую справку по этому вопросу:
В 1914 году в России было около 100 вузов, почти все они учили на платной основе, а количество студентов было 10 на 10 тысяч человек.
К концу советского периода на 10 тысяч человек приходилось 219 студентов и все учились на бюджете.
В настоящее время этот показатель на уровне 330 студентов, но из них меньше 130 учатся на бюджетной основе. Другими словами, количество студентов в расчете на 10 тыс. человек увеличилось в полтора раза, но количество бюджетных студентов сократилось на 40%. Коммерческое обучение стоит дорого.
Нам обычно говорят, что большая часть выпускников школ имеет возможность поступить в вуз. Это правда, но не вся. Более половины всех детей после 9-го класса отправляется в колледжи, многие боятся не сдать ЕГЭ. Поэтому от общего количества выпускников доля бюджетных мест составляет не 50%, а около 25%.
Представляем возможность, вам самими судить о том, вырос ли доступ к высшему образованию или нет по сравнению с советским периодом.