Госдума не согласна с законом и сама с собой

На этой неделе Государственная дума приняла большое постановление по итогам Правительственного часа на тему Стратегии развития образования России до 2040 года. Документ поддержали все фракции.

В принятом постановлении есть целый ряд положительных вещей. Например, содержится положение о том, чтобы тех, кто учится в системе среднего профобразования по программам подготовки рабочих кадров, учить бесплатно. Сейчас примерно 7% таких ребят оплачивают своё обучение. А в системе СПО в целом вопреки Конституции за деньги учится 43% всех студентов.

Помимо явных плюсов, есть и откровенно вредные положения в этом постановлении.

Например, нас ожидает ускоренное принятие закона о так называемых «кухаркиных детях», который призван ограничить право обучаться в старшей школе, пока в пяти субъектах Российской Федерации, а после фактически и во всей стране.

Я обратил внимание Государственной думы на две позиции:

1) Предложил включить в Стратегию положение о сохранении общедоступности и бесплатности среднего общего образования (старшей школы). Комитет Госдумы по просвещению в лице представителя «Единой России» Ирины Белых потребовала отклонить мою поправку. Хочется думать, что вопрос только в чисто политическом подходе, ведь я представляю другую фракцию, но боюсь, что это действительное стремление ликвидировать в России законодательно установленное право детей учиться в старшей школе. Доживем до второго чтения закона «О кухаркиных детях».

2) Второе предложение было связано со статусом учителей. Я говорил о том, что надо вписать в постановление по Стратегии то же самое предложение, которое было единогласно принято Госдумой в 2019 году. 6 лет назад оно было согласовано между председателем Государственной думы Вячеславом Володиным и министром образования и науки Ольгой Васильевой. Суть предложения проста: установить базовый оклад педагога (ставка) за 18 часов на уровне не менее 70% средней заработной платы по региону.

Напомню, что сейчас ставки не достигают 70% почти нигде. Согласно данным профсоюза «Учитель», в подавляющем большинстве регионов России базовые оклады учителей ниже МРОТ. В 40% этот показатель ниже половины МРОТ (от 3420 до 9580 рублей). В 39% регионов оклады от 50 до 75% МРОТ (от 9668 рублей в Курской области до 14 091 рубля в Томской). В 9% регионов оклады от 75 до 100% МРОТ (от 14 449 рублей в Ростовской области до 16 157 рублей в Республике Татарстан).

Выше ожидаемого МРОТ оклады только в ЯНАО, Магаданской области и Приморье. Еще в семи регионах (в том числе в Москве и Петербурге) действует модель оплаты «ученик-час» либо размер устанавливается непосредственно директором школы.

Новый созыв Госдумы оказался несогласным со старым. Мое предложение поддержали 4 фракции из 5, но это нам не помогло.

Отдельно скажу, что некоторые депутаты фракции «Единой России» заняли самостоятельную позицию по вопросу общедоступности и бесплатности старшей школы. Например, Владимир Васильев или Петр Толстой. Это делает им честь. Но фракция в целом провалила оба моих предложения.