22 июля состоялось выездное заседание Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию с участием министра Валерия Фалькова. Депутаты Госдумы готовятся к Правительственному часу, который состоится 30 июля и будет посвящен докладу Правительства о реализации государственной политики в сфере высшего образования.
На Комитете я позволил себе два вопроса и несколько рекомендаций.
Один из вопросов касался того, когда же предполагается вводить национально-ориентированную систему высшего образования, о которой говорят давно.
Сегодня в разных официальных документах встречаются разные даты. Например, осень 2025 года, кое-где — осень 2026 года. Министр, отвечая на мой вопрос, уточнил, что осенью 2025 года предполагаются изменения в законодательство. И это будут либо комплексные поправки в закон «Об образовании», либо, что менее вероятно, даже новый закон об образовании в Российской Федерации.
Думаю, что первая версия значительно более вероятна. Напомню, что редакция закона «Об образования», которая действует сейчас, готовилась несколько лет. И один из главных аргументов состоял в том, что в предыдущем законе было слишком много поправок, и он превратился в «лоскутное одеяло», то есть в основном состоял из отсылочных норм.
Отмечу, что в действующий закон внесено уже более двухсот поправок, и это, пожалуй, больше, чем было внесено в предыдущий.
Второй мой вопрос касался бюрократизации в системе высшего образования. Этой темы нет в докладе. Данные говорят, что сегодня в образовательных организациях творится безобразие, которое не решить усилиями только одного министерства. По данным Высшей школы экономики, каждый вуз ежедневно получает от 5 до 8 запросов из разных органов власти. В год это от 1800 до 2800 запросов — ситуация безумная. При этом, по оценкам предыдущего Комитета Госдумы по науке и образованию, только 20% всех контрольных процедур происходило от органов управления образованием. Остальные — от других структур.
Например, в Москве знакомый ректор заявлял, что, кроме Роспотребнадзора, его контролируют еще 18 разных организаций.
Не знаю, будет ли принято это предложение, но что мы можем, пытаемся делать.
Отдельно обсуждался на Комитете и вопрос об оплате труда педагогических работников. Я не мог не заметить, что, по данным Высшей школы экономики, в 2022 году средняя заработная плата в вузах составляла лишь 129% от средней по стране, а не 200%, как положено по Указу президента. При этом в докладе Правительства утверждается, что в 2023 году Указ недовыполнялся только в 15 регионах, и то не более чем на 5%. Как возможны такие чудеса в статистике? Нам предстоит разбираться, но совершенно ясно, что слабенький рост заработной платы в высших учебных заведениях никак не поспевает за ростом средней заработной платы в стране.
Средняя заработная плата в Москве в 2024 году составляет примерно 146 тысяч рублей. Понятно, что никакой московский профессор, не говоря о доценте, 300 тысяч рублей не получает. Депутат и председатель Комитета по контролю Государственной Думы Олег Морозов, работающий на полставки в МГУ, например, утверждал публично, что его заработная плата составляет лишь 60 тысяч рублей, а на полную ставку составляла бы 120 тысяч рублей.
А это профессор МГУ, ни больше ни меньше, и ему до среднемосковской зарплаты далеко. А про две среднемосковские он не может и мечтать. Понятно, что депутат работает в ВУЗе не ради заработной платы, ему хватает своей, но это показатель того, что Указ президента в части оплаты труда работников ВУЗов, увы, совершенно не исполняется. И официальные победные отчеты – это чудеса статистики.
Ждем 30 июля. Мое выступление уже готово. Скоро все представим.