Вокруг ЕГЭ продолжается дискуссия, ко мне обращаются с вопросами, озвучивают различные аргументы за и против. Давайте попробуем вместе выделить плюсы и минусы такого формата.
Основные плюсы системы ЕГЭ следующие:
Первое: значительно больше, чем до введения ЕГЭ, ребят из регионов поступают в московские и питерские вузы. Правда, из столицы они в свои регионы не возвращаются. И мои коллеги из Сибири говорят о проблемах с восполнением научного потенциала в этих регионах.
Второй плюс — значительное сокращение коррупции на уровне высших учебных заведений. Правда, специалисты МВД, когда ввели ЕГЭ, говорили, что коррупция выросла в полтора раза. Но, по моим оценкам, сейчас она сильно сократилась. Цена этого вопроса — в том, что выпускник школы по определению ставится в положение подозреваемого во время ЕГЭ. И 90% ребят в крупных городах и почти 100% в Москве и Питере готовятся к ЕГЭ с репетиторами.
Минусы ЕГЭ:
Первое: он разрушает общую систему среднего образования, поскольку цена — материальная (репетиторы) и жизненная (место в хорошем вузе) — слишком высока, ребята в старших классах перестают изучать другие предметы. И изучают только то, что собираются сдавать в форме ЕГЭ. Поэтому происходит падение общего уровня культуры. Молодые ребята порой не знают сторонников и противников России в Первой и Второй мировых войнах.
Второй минус: ЕГЭ, по крайней мере по гуманитарным предметам, формирует несистемное, клиповое мышление. Я специально изучал задания на ЕГЭ по литературе, истории, обществознанию. Заданий на общее понимание процессов, например, истории я почти не обнаружил. Основная часть — конкретные мелкие факты. В лучшем случае частные задания по узким периодам.
Точно так же по литературе. Преимущественно вопросы по литературоведению: какие художественные приемы применили в том или ином тексте. Что, с моей точки зрения, обычному гражданину знать необязательно. А специалист-литературовед, естественно, изучит это в университете. Напомню, что 36% старшеклассников не читают книг и при этом как-то пишут сочинение и сдают ЕГЭ.
Третье: ЕГЭ снижает роль учителя в пользу репетитора. Он подменяет общее образование (то есть формирование личности) образовательными услугами. Конечно, хороший репетитор тоже стремится стать учителем, но в большинстве случаев его задача — что называется, выдрессировать на определенный тип заданий.
С моей точки зрения, минусы ЕГЭ перевешивают его плюсы. Мои предложения сводятся к тому, чтобы вернуть ЕГЭ в добровольный режим. Дать право выбора старшекласснику и абитуриенту между ЕГЭ и классическим экзаменом. Сейчас в политических элитах обсуждаются разные варианты. Полностью ЕГЭ вряд ли будет отменен, но каких-то изменений можно ожидать уже в следующем году.