16 ноября Государственная дума в первом чтении приняла проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что документ разработан «в рамках проведения в Российской Федерации Года педагога и наставника», по поручению Президента Российской Федерации с целью совершенствования правового статуса педагогических работников.
На мой взгляд, законопроект содержит целый ряд норм, которые косвенно могут повлиять на повышение правового статуса педагогических работников. Больше всего дискуссий вызвала норма об использовании мобильных телефонов на уроках. В частности, предполагаются, что школы могут принимать правила поведения, которые будут обязательны для соблюдения учениками.
Директора школ будут обязаны рассматривать жалобы учителей на различные нарушения, в том числе и травлю со стороны учеников.
Согласно опросам НИУ ВШЭ, 70% учителей сталкивались с таким явлением. Пожалуй, наиболее активную дискуссию вызвало положение о том, что ученики не смогут пользоваться средствами мобильной связи на уроках, за исключением случаев, предусмотренных образовательной программой или в экстренных ситуациях, связанных с возникновением опасности для жизни или здоровья учащихся и педагогов.
Причем по этому поводу мнения родительского сообщества резко разделились. Депутаты Госдумы получили пачки писем с требованием вообще запретить мобильные телефоны в школе. В то же время мне довелось услышать мнение одного из родительских активистов о том, что съемка мобильником – это чуть ли не единственный способ защитить ребенка от злоупотреблений со стороны педагога.
Не могу не прокомментировать это заявление: если учителя и ученики будут только и делать, что следить друг за другом с помощью гаджетов, то школа превратится в цифровой концлагерь, против которого выступает большинство родителей.
Родители, которые присылали письма с требованием запретить использование сотовых телефонов в школе, ссылались в том числе на опыт Франции, где действует такой запрет. Правда, в этой стране успешно реализуется проект по обеспечению ноутбуками каждого школьника. Это значит, что если на уроке есть необходимость привлекать информационные технологии, то для этого французским школьникам мобильники не понадобятся. У нас же, как известно, ситуация совершенно иная.
В ходе обсуждения законопроекта было предложено уточнить позиции, поскольку, согласно СанПиНам, использование мобильников в учебных целях вредит здоровью школьников. Но возникает вопрос: как быть, если в школе нет необходимой компьютерной техники?
Но, видимо, родители, написавшие десятки писем депутатам, полагают, что даже такая осторожная формулировка нормы в законопроекте (использование телефонов строго в образовательных целях или в экстренных ситуациях) открывает возможность для вытеснения «живого» образования дистанционным. Но хочу напомнить всем сомневающимся, что до сих пор в действующем законодательстве ограничения по использованию мобильных телефонов на уроках вообще не предусматривались, так что новая норма – это уже шаг вперед.
Теперь выскажу свое мнение по поводу недостатков.
Законопроект явно направлен на то, чтобы защитить педагогов со стороны хулиганов-учеников, но в нем нет ни слова о защите педагогов от чиновников. Между тем это не менее важная составляющая повышения правового статуса учителя.
В советские времена, когда я работал учителем, и меня приглашали выступить на телевидении или на радио, я никогда не спрашивал у директора школы разрешения, можно ли мне туда пойти или что можно сказать. Теперь же для того, чтобы пригласить педагога на заседание рабочей группы Президентской комиссии по делам инвалидов, я как председатель комиссии пишу заявки в соответствующие инстанции с просьбой дать разрешение на такое участие. Так что степень защиты свобод и достоинства современного учителя – это большой вопрос даже по сравнению с так называемой «эпохой застоя».
Наконец, главное – закон наделяет полномочиями региональные и муниципальные органы власти вводить дополнительные меры поддержки педагогов, хотя такое право эти органы имеют и сейчас.
К сожалению, законопроект обходит главный вопрос – о социальном статусе учителя, который связан с зарплатой и другими социальными гарантиями учителя. Напоминаю, что Госдума недавно большинством голосов провалила законопроект, согласно которому зарплата учителя должна быть не ниже средней по экономике региона при работе на одну ставку. Мы не собираемся сдаваться, и ко второму чтению будет подготовлена поправка, суть которой закреплена в Постановлении Госдумы от 23 июля 2019 года: правительство должно установить дорожную карту базовых окладов педработников до 70% от средней заработной платы по региону. Это примерно то же самое, что предполагал наш законопроект, но в несколько ином нормативном оформлении. Мы будем добиваться повышения не только правового, но и социального статуса учителя.
P.S.
Рассмотрение законопроекта во втором чтении запланировано на начало декабря. По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, к этому времени законопроект будет доработан в части того, чтобы сделать запрет использования телефонов нормой прямого действия.