Технический прогресс не вытеснит с рынка труда людей, достигших высот в своей профессии

17–18 августа в Гостином дворе в рамках Московского урбанистического форума прошел первый Всероссийский форум среднего профессионального образования. Статистика развития этой системы действительно впечатляет: в стране действует 3,5 тысячи колледжей и порядка 700 колледжей в составе вузов. Общее количество обучающихся  3,5 миллиона человек. Более 60% выпускников 9-х классов выбирают среднее профессиональное образование.

В своем выступлении заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова отметила:

«Понятно, что сейчас уже синие воротнички по уровню своей квалификации, навыков, востребованности на рынке труда приближаются к белым, и, я думаю, в ближайшее время их обгонят даже в Москве, которая априори славилась своим развитием в высшем образовании. Но, что более отрадно, наконец-то люди, общественность начали понимать, что для того, чтобы обеспечить себя, свою семью, сделать успешной карьеру, не обязательно иметь высшее образование, в будущем весьма спорно, что оно будет для тебя гарантировать успешность. Уже сейчас такие специальности, как сварщики, электромонтёры, машинисты очень хорошо востребованы на рынке труда и получают очень достойную зарплату, о которой многие белые воротнички могут только мечтать. И, самое главное, их карьерный трек понятен. Ни для кого не секрет, что мы живём в пору искусственного интеллекта. В ближайшее время он существенно нас подвинет, но только не в сферах, где человек делает что-то непосредственно своими руками или взаимодействует с другим человеком в сфере услуг – профессий, которых на самом деле много в СПО. Но потеснит юристов, бухгалтеров и финансистов. Поэтому всем стоит очень серьёзно задуматься сейчас, по какому треку идти».

Эту позицию разделяет заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков: «СПО – это хорошая инвестиция в свою жизнь. Рабочие профессии естественным образом адаптируются к современным технологиям. Будет размываться грань между рабочим и инженером». Кроме того, он считает, что дальнейшее развитие искусственного интеллекта приведет к вытеснению с рынка труда специалистов с гуманитарным образованием.

Так есть ли перспективы у дипломированных специалистов? Выдержат ли вузы растущую конкуренцию с колледжами? Рискуют ли оказаться не у дел люди с гуманитарным образованием в эпоху бурного развития нейросетей?

На эту тему размышляет в своей колонке первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин.


– В выступлениях спикеров на первом Всероссийском форуме среднего профессионального образования, на мой взгляд, смешались истина и заблуждения. В чём бы я согласился с заместителем мэра Москвы?

Первое. Во все времена, в том числе и в наше, высококвалифицированная работа руками так же важна и необходима, как и высококвалифицированная интеллектуальная работа. Второе. Похоже, современная российская политическая элита осознала гибельность курса на то, что мы будем продавать нефть, газ и покупать у других всё, что произведено их руками и интеллектуальными усилиями. Идея необходимости новой индустриализации сейчас поддерживается рядом оппозиционных фракций в Государственной думе, Союзом промышленников и предпринимателей, Вольным экономическим обществом и другими влиятельными организациями. Новая индустриализация предполагает в том числе и развитие современных отраслей производства в интеграции с образованием и наукой.

А дальше, как мне кажется, мы сталкиваемся с иллюзиями, причина которых – в недооценке значения высшего образования.

Действительно, современные работодатели ориентируются не столько на диплом, сколько на практический опыт. Действительно, в России наряду с Канадой дипломированных людей в возрасте от 25 до 64 лет 54% – мировой рекорд. Но не надо путать образование и диплом. Дипломированных становится всё больше, образованных, увы, нет. В то же время результаты социоэкономических исследований, которые были проведены сначала американскими, а потом и нашими учеными, показали, что в среднем человек с высшим образованием создаёт примерно вдвое больше национального богатства, чем человек без высшего образования. Напомню также о специальных исследованиях НИУ ВШЭ, по данным которых. люди с высшим образованием в среднем зарабатывают больше. Согласно тем же исследованиям ВШЭ, в так называемом предпенсионном возрасте люди с высшим образованием имеют значительно больше шансов трудоустроиться, чем люди, такого образования не имеющие. Поэтому хорошо, что политическая элита, кажется, учится уважать людей, работающих руками. Но не надо сочетать это с недооценкой людей из сферы умственного труда.

Что касается искусственного интеллекта, то, скорее всего, он вытеснит с рынка труда тех, кому недостаёт естественного интеллекта. Да, искусственный интеллект, весьма вероятно, вытеснит репетиторов. Но искусственный интеллект точно не вытеснит талантливого учителя или преподавателя вуза, который, между прочим, не просто передаёт знания, но и формирует личность. Да, искусственный интеллект вытеснит значительную часть бухгалтеров, которых, кстати, в России на душу населения чуть ли не в 5 раз больше, чем в Европе, но вряд ли он вытеснит талантливых предпринимателей. Нейросеть, если её хорошо обучить, способна написать музыку под Баха. Но Баха она заменить точно не может. Единственное, на что я надеюсь, что так плохо писать популярную музыку, как это делают современные представители поп-музыки, искусственный интеллект всё-таки не сможет. Весь мировой опыт показывает, что технический прогресс сохраняет творческие профессии и людей, достигших высот в своей профессии – за счет физического или умственного труда. В конце концов, кто-то должен создавать те самые нейросети, которые потом будут, как многие надеются, действовать по формуле из фильма «Приключения Электроника»: «Вкалывают роботы, а не человек». Поэтому настоящим гуманитариям, я думаю, печалиться не о чем. Для настоящих гуманитариев дело всегда найдётся. Их главная задача – развивать человеческий потенциал.

Согласен с Василием Осьмаковым в том, что грань между высококвалифицированным рабочим и инженером будет размываться. Это факт. Более того, появляется значительное количество рабочих специальностей, которые требуют высшего образования.

Что касается СПО. Ситуация двойственная. У нас действительно после 9-го класса больше 60% ребят идут в средние профессиональные учебные заведения. Но при этом на рабочие специальности – только 16%. А бОльшая часть – на специалистов среднего звена, тех самых финансистов, юристов, которых и так перебор на рынке труда. Причём очень многие – с прицелом на последующее высшее образование, как правило, в вечерней или заочной форме. Напоминаю, что сейчас в России 43% студентов СПО платят за своё образование, что нарушает Конституцию. Причём платят не только за профессиональные предметы, но и за общеобразовательные, что нарушает Закон об образовании, который утверждает, что среднее общее образование у нас общедоступно и бесплатно. Поэтому надо различать разные процессы. Я убеждён, что лучше быть высококвалифицированным слесарем, чем плохим инженером. Или лучше быть высококвалифицированной швеёй, чем плохим работником культуры. Но это вовсе не значит, что хорошим работником культуры быть плохо.