В последнее время всё чаще эта тема звучит в информационном пространстве. Новая обязанность школьников — заниматься общественно-полезным трудом — может появиться в законе «Об образовании».Предполагается, что дети вновь будут дежурить по классу, убирать школьную территорию и участвовать в других полезных работах.
В закон внесут понятие «трудовое воспитание» и пересмотрят акценты. Например, формулировку о запрете на труд школьников без согласия родителей заменит другая — о разрешении на труд с согласия родителей. В родительском и учительском сообществах пока нет единого мнения об инициативе. Но в Минпросвещения уже поддержали «идею воспитания у школьников правильного отношения к труду».
Когда я учился в школе для незрячих, дети трудились на участке, сажали деревья, занимались столярным и слесарным делом, учились паять и собирать-разбирать электрические вилки и розетки. То есть получали все необходимые навыки для жизни. И это правильно:
— во-первых, человек должен уметь себя обслуживать. Это потребуется в любой, даже самой совершенной, цивилизации.
— во-вторых, человек должен быть готов впоследствии освоить высоквалифицированный не только умственный, но и физический труд. У нас острый дефицит слесарей, сварщиков, не говоря уже о станочниках.
— и третье: человек должен научиться уважать людей в том числе и физического труда.
Как сделать полезнее современные уроки технологии, сейчас обсуждается. Но важно исходить из того, что акцент должен быть на практических навыках.
Для возврата трудового воспитания не потребуются изменения законодательства. Достаточно корректировок в единой образовательной программе, которые сейчас прорабатываются.