Впервые выделены средства на капремонт школ, но сокращены расходы по другим важнейшим статьям.
28 октября в Государственной думе депутаты рассмотрели и приняли в первом чтении законопроект о федеральном бюджете на 2022 год и плановый период 2023–2024 годов.
В соответствии с проектом бюджета, доходы в 2022 году составят 25,02 трлн рублей, расходы запланированы на уровне 23,69 трлн рублей.
Расходы на образование составят 1 209 504 995,8 рублей (порядка 1 трлн 210 млрд рублей), что на 12,1% больше по сравнению с 2021 годом. При этом расходы на дошкольное образование уменьшаются почти на 60%, в то время как на молодежную политику увеличиваются на 98%.
Преимущества и недостатки бюджета комментирует Олег Смолин, первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию.
– Обсуждение в первом чтении проекта федерального бюджета на 2022–2024 годы в Государственной думе не привело к каким-то неожиданным результатам.
Вот некоторые штрихи. Начнём с положительного.
Первое. В целом в отношении бюджета положительным считаю тот факт, что наконец правительство собралось расходовать часть денег Фонда национального благосостояния. На экономические проекты, прежде всего инфраструктурные (в том числе автомобильные и железные дороги, мосты) собираются потратить 2,5 триллиона рублей. При этом, напоминаю, в настоящее время фонд составляет 13,9 триллиона рублей, а к 2024 году должен увеличиться до 23 триллионов рублей. Раньше Минфин говорил, что, как только бюджет превысит 7% от ВВП, так и его начнут тратить. Теперь объем фонда составляет уже 10,5% ВВП, а будет примерно 15%, и только тогда из него потратят десятую часть.
Второй плюс, который бы я отметил, – это некоторый рост расходов на образование на 12 с небольшим процентов.
12% – это выше прогноза инфляции на 2021 год, которая теперь уже по Росстату составляет 8%, а по данным Центрального банка – 7,9%. Разница небольшая. При этом напоминаю, что расходы эти распределяются не равномерно, о чём мы ещё поговорим.
Третий положительный момент. В бюджете впервые выделяются средства на капитальный ремонт школ в регионах, прежде всего сельских.
Предполагается, что будут отремонтированы около 18 тысяч школ. Напоминаю, что общее количество школ в России примерно 40 тысяч, то есть около половины должно быть отремонтировано. Это плюс, поскольку, пока будем строить новые школы, параллельно могут разрушаться старые. Пожалуй, на этом все преимущества исчерпываются.
Теперь о минусах.
Первое. Расходы на дошкольное образование предполагается сократить примерно на 60%. Чем это вызвано – понять невозможно, потому что даже комитет по просвещению в официальном заключении отмечает, что выделенных денег не хватит для того, чтобы обеспечить каждому ребёнку право на дошкольное образование.
Напомню, что в 2020 году президент России потребовал создать 255 тысяч дополнительных мест в детских садах, а правительство в проекте бюджета на 2021 год заявило, что эта задача неактуальна, что у нас с детскими садами и так всё хорошо. Видимо, у членов правительства всё хорошо, в отличие от граждан России.
Второе. Расходы на высшее образование предлагается увеличить на 6,5%, то есть ниже инфляции. Другими словами, в реальных деньгах расходы на высшее образование в следующем году сократятся.
Третье. В бюджете в части повышения или хотя бы индексации заработной платы педагогических работников дошкольных организаций, школ, дополнительного образования и профобразования практически ничего нет. Предполагается, что майский указ президента исполняется, а регионы с индексацией справятся. На самом деле это означает, что кадровый кризис в образовании будет нарастать. Напоминаю ещё раз: по данным Общероссийского народного фронта, в 75 регионах РФ из 85 майский указ президента в части оплаты учительского труда и труда педагогов вообще не исполнен. Четвёртое. Что касается заработной платы педагогов высших учебных заведений. Её предполагается индексировать с 1 октября на 6,9%. Как мы видим, это ниже инфляции, показатели которой я упомянул в самом начале.
Но самое главное даже не в этом. Индексация предполагается с 1 октября, то есть за четвертый квартал. В таком случае обычно рост заработной платы пересчитывают на год. В годовом исчислении рост зарплаты составит примерно 1,7–1,8%.
Пятое. Что касается студенческих стипендий. Их предполагается индексировать на 4% с 1 сентября, что примерно вдвое ниже инфляции за 2021 год.
Шестое. Что касается внедрения информационных технологий и широкополосного интернета в школах. Деньги на эти цели добавляются по разным программам, в общей сложности примерно на 0,5 миллиарда рублей. Это можно было бы только приветствовать, если бы в бюджете 2021 года эти расходы не были бы сокращены на 0,4 миллиарда рублей. То есть бюджет 2022 года не восполняет то, что было недодано за 2021 год.
Седьмое. Строительство новых школ. Напоминаю, что, согласно поручению президента от 2014 года и распоряжению правительства от 2015 года, мы должны были к 2020 году перевести на односменный режим начальную школу и старшие классы, а к 2025 году основную школу – 5–9-е классы. Теперь это положение пересмотрено: президент поставил задачу ликвидировать только третью смену. И в бюджете заложено строительство до 2024 года 1300 новых школ. Так считает Минфин. Комитет просвещения написал, что выделенных денег на решение этой задачи не хватит.
Рост затрат на дополнительное образование в бюджете предполагается минимальный – до 4,5%, то есть ниже инфляции. При этом резко, почти в 2 раза, увеличиваются расходы на молодёжную политику. По-видимому, таким образом правительство предполагает бороться с влиянием внесистемной оппозиции. Насколько это будет эффективным – вопрос. Среди мер, которые предполагаются, например такая – с помощью искусственного интеллекта проверять письменные работы старшеклассников на предмет их склонности к экстремизму. Уверен, что это неправильно, поскольку решать детские судьбы на основе программ без участия человека означает, мягко говоря, нарушать права человека.
Не могу не сказать и о расходах на науку. Как известно, 2021 год был объявлен Годом науки. В этом году расходы на гражданскую науку, согласно бюджету, должны составить 486 миллиардов рублей. В следующем году – 462. И даже в 2024 году расходы на науку не предполагается выводить на уровень 2021 года. Между прочим, в 2021 году расходы на гражданскую науку, по данным комитета Думы прошлого созыва по науке и образованию, составили 0,42% от ВВП, а, согласно указу президента № 642, должны были составить 1%. То есть они в реальных исчислениях в 2,5 раза ниже, чем требует указ президента. Понятно, что в такой ситуации отставание России от ведущих научных держав только увеличится. И последнее. Авторы бюджета или разработчики бюджета исходят из того, что российская экономика в последующие три года будет прибавлять по 3%.
Но даже председатель Счетной палаты Алексей Кудрин сказал, что, скорее всего, этот показатель не превысит 2,5%. Что касается крупнейших экономистов страны, их позиция состоит в том, что продолжение политики откачивания денег из экономики в Стабфонд – это мощный фактор торможения. Темпы роста в 3% большинством экономистов страны ставятся под сомнение.
Средний рост экономики с 2013 по 2021 годы составил около 1%. Если бы мы развивались как мировая экономика по 3,5% ВВП в год, то сейчас в среднем страна и мы были бы богаче примерно на треть.
Оптимистические прогнозы правительства основаны на росте нефтегазовых цен, но это не очень стабильный фактор. Но, действительно, если цены на нефть и газ будут расти, то, естественно, наш ВВП в денежном выражении вырастет. Насколько – посмотрим. Но только в натуральном выражении от этого ничего не изменится.
Второе чтение бюджета планируется в конце ноября. Поправки мы, естественно, будем готовить, но мы прекрасно понимаем, что проходят лишь те из них, которые поддерживаются правительством РФ.
Дело в том, что бюджет принимается следующим образом. Основные параметры утверждаются в первом чтении. Поэтому, когда мы предлагаем использовать деньги Фонда национального благосостояния, например, на повышение заработной платы, или на увеличение пенсии, или на возобновление индексации пенсии, или на повышение стипендий, или на помощь детям, нам каждый раз говорят: «Вы нарушаете порядок. После первого чтения можно только перераспределять средства между имеющимися статьями расходов».
Таким образом правительство загоняет депутатов от оппозиции в тупик. Нам говорят: «Если вы хотите добавить учителям и педагогам, скажите, у кого их отнять: у медиков? у культуры? у сельского хозяйства?» и так далее. Мы отвечаем: «Ни у кого. Надо использовать колоссальнейшие резервы, которые сейчас, скорее всего, приносят больше вреда, чем пользы. Фонд национального благосостояния, учитывая падение уровня жизни граждан в течение 8 лет, можно было бы успешно назвать Фондом национального торможения или Фондом национального обнищания».
Во-первых, мы не предлагаем немедленно потратить весь фонд. Это нереально. Во-вторых, мы думаем, что часть средств из этого фонда нужно было бы потратить на высокие технологии, это правильно. И часть средств этого фонда нужно было бы потратить на развитие человеческого потенциала страны. А человеческий потенциал – это прежде всего образование, медицина, наука и культура. При таком нищенском финансировании скупой неминуемо будет платить дважды. Мы будем получать снижение качества нашего образования, поскольку, повторяю, во многих регионах уже нарастает кадровый кризис.
https://vogazeta.ru/articles/2021/11/1/opinion/18459-federalnyy_byudzhet_2022_tri_preimuschestva_i_ochen_mnogo_nedostatkov?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D