21 сентября в Государственной думе большое внимание было уделено вопросу резкого роста цен на ГСМ в период уборки урожая. Представитель Комитета по энергетике дал некоторые интересные цифры, которыми, надеюсь, мы сможем поделиться.
Вечером того же дня Правительство ввело временное ограничение на экспорт бензина и дизеля для стабилизации внутреннего рынка. Ожидается снижение цен.
Это решение вызывает двойственное чувство. С одной стороны, хорошо, что оно принято, хоть и с опозданием. Не обязательно было надувать цены почти вдвое и создавать трудности, чтоб потом их героически преодолевать. С другой стороны, мы понимаем, что решение не самое лучшее.
Правильным было бы установление экспортной пошлины на вывоз ГСМ. Причем принимать надо было её не сейчас, а хотя бы в начале лета. Временный запрет на вывоз ГСМ приведет к снижению доходов российского бюджета, а пошлин могла бы сдерживать цены и приносить в бюджет средства. А деньги сегодня очень нужны для федерального бюджета.
Правительство сначала прозевало рост цен, а затем вынуждено бороться с этим ростом не лучшим образом.
Ключ к проблеме – налоговый маневр. Суть налогового маневра, который Правительство России проводит с 2019 года, состоит в следующем: для нефтяных компаний снижаются экспортные пошлины, но при этом повышаются налоги на добычу полезных ископаемых (НДПИ). При такой политике для нефтяных корпораций выгоднее становиться вывозить ее, а не перерабатывать и оставлять внутри страны.
Пока маневр не отменят Правительству придется принимать запоздалые и не лучшие меры.