Решение ключевых проблем образования в текущей ситуации крайне затруднительно

29 сентября Правительство внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов. Поговорим об основных характеристиках главного финансового документа страны, в том числе в части расходов на образование.

«Переохлаждение» бюджета и нереальные обещания

Начнем с некоторых общих позиций. Как известно, Центральный банк и Министерство финансов нас заверили, что в прошлом году экономика была «перегрета» и в этом году ее надо «охлаждать».

Это охлаждение продолжится в 2026 году. Как бы наш пациент не переохладился и не получил температуру 33 градуса. И выскажу личную точку зрения.

Я не знаю ни одной страны, которая вела бы широкомасштабные боевые действия и при этом победила инфляцию.

В Советском Союзе в период Великой Отечественной войны цены на товары, которые выдавались по карточкам, были фиксированными. На колхозных рынках они выросли во много раз. США в тот период имели гораздо более благоприятные экономические условия: они получили большой экономический рост, колоссально обогатились, но инфляцию все равно не победили.

На данный момент инфляция за 2025 год оценивается в 8%. Правительство обещает снизить ее до 7,6%, но пока никаких доказательств этого нет. В следующем году Центральный банк ставит задачу снизить инфляцию до 4%, что тоже нереально.

Я понимаю, что высказываю непопулярное мнение, но лучше иметь, как и в прошлом году, официальную инфляцию 9,5% и рост ВВП почти 4,5%, чем как в этом году официальную инфляцию около 8%, а экономический рост – в 1%.

Доходы бюджета снижаются – проблемы растут

По мнению министра промышленности и торговли Антона Алиханова, которое он высказал на недавнем заседании фракции КПРФ, вся промышленность стоит, кроме оборонной, которая, естественно, растет, и фармацевтической, которая тоже растет, но главным образом за счет роста цен на лекарства. Из этого следует, что в следующем году у нас будут серьезные проблемы с бюджетом.

Дело в том, что если экономика резко замедляется, то резко замедляется и рост доходов. Откуда брать доходы, если у вас бОльшая часть промышленности стоит?

Банковский сектор, конечно, в плюсе, но это не реальный сектор экономики, как мы понимаем. У нас огромное количество денег на банковских счетах, но в экономике эти деньги не работают. Понятно, что в условиях, когда экономика почти стоит, решать проблемы, связанные с финансированием образования, науки, здравоохранения очень и очень сложно.

Но, тем не менее, в 2026 году, расходная часть бюджета увеличится примерно на 4%. При этом расходы на образование вырастут примерно на 9%, а расходы на науку – на 11%. В следующем году сохранятся доплаты за классное руководство, сохранится поддержка программы «Профессионалитет», сохранятся некоторые другие выплаты, связанные с образованием. Есть даже такая странная статья, как программа «Новая философия воспитания». Не знаю, что в этой философии будет нового. С моей точки зрения, педагогическая концепция Константина Ушинского намного интереснее.

Рост зарплаты педагогов будет ниже инфляции

Но мы понимаем, что решение ключевых проблем образования в текущей ситуации крайне затруднительно. Например, в следующем году стипендии студентов вырастут на 4%, то есть в 2 раза ниже уровня инфляции в текущем году. Поскольку у нас индексируются не стипендии, а стипендиальный фонд, понятно, что у кого-то стипендии вырастут на уровень инфляции, а кто-то их не получит вообще. В следующем году заработная плата педагогов, которые работают в федеральных учебных заведениях _(это, в основном, вузы, некоторые колледжи и другие образовательные организации федерального подчинения) увеличится на 7,6%, то есть на уровень инфляции, прогнозируемый правительством в текущем 2025 году. При этом ожидаемый рост заработной платы по стране составит 12,5%. То есть зарплата преподавателей окажется почти в два раза ниже данного показателя, хотя, в соответствии с указом Президента №597 от 12 мая 2012 года, заработная плата преподавателей федеральных образовательных организаций должна быть в два раза выше средней по стране.

Что касается оплаты труда в муниципальных и региональных образовательных организациях (в детских садах, школах, большинстве колледжей), то здесь федеральный бюджет почти ничего не гарантирует: каждый регион будет решать проблему на свой страх и риск, в меру своих бюджетных возможностей и в меру приоритетов, которые будут выстраивать губернаторы и законодательные собрания субъектов РФ.

При этом мы слышим, что уже в конце этого года в некоторых регионах объявлен секвестр (сокращение расходов) бюджета. Например, в Иркутской области законодательному собранию был предложен секвестр бюджета, который касается в том числе и заработной платы педагогов, медицинских работников и работников культуры. Но, по моей информации, пока бюджетный комитет законодательного собрания Иркутской области это решение не поддержал. Предполагаю, что Иркутская область не единственная, которая будет испытывать подобные проблемы.

«Где деньги, Зин?»

Можно ли все-таки решить вопрос об исполнении президентского указа №597 в части оплаты педагогических, медицинских работников, работников культуры?

Есть по меньшей мере три возможных пути решения вопроса.

Путь первый. Дефицит федерального бюджета на следующий год запланирован на уровне 1,6% от ВВП. По оценкам наиболее авторитетных экономистов, дефицит бюджета на уровне 3% ВВП стране ничем не угрожает. То есть можно увеличить дефицит бюджета страны для того, чтобы поддержать российскую интеллигенцию и в особенности педагогических работников.

Путь второй, более сложный – это изменение налоговой системы. В следующем году увеличивается налог на добавленную стоимость (НДС), который приведет к повышению розничных цен на продукты и товары потребительского спроса. Но в то же время в следующем году остается неизменным прогрессивный налог на наиболее богатых граждан страны. Напомню, что сейчас он составляет 22%, тогда как в США – 37%, а в Китае и даже в консервативной Британии – 45%.

И, наконец, третья возможная позиция. Как не странно, это увеличение ключевой ставки Центрального банка, что может несколько увеличить инфляцию, но обеспечит экономический рост, а вместе с тем и рост доходов бюджета, которые можно использовать на повышение зарплаты бюджетников, в том числе педагогических работников.

Но мы имеем то, что имеем. «Единая Россия» – самая большая фракция в Госдуме, уже заявила о поддержке бюджета, остальные фракции будут принимать политические решения.

Рассмотрение законопроекта о федеральном бюджете на 2026-2028 годы состоится в Госдуме 22 октября.


Основные характеристики федерального бюджета на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов

Доходы федерального бюджета: на 2026 год в сумме 40 283,3 млрд рублей, на 2027 год – 42 910,4 млрд рублей, на 2028 год – 45 869,4 млрд рублей.

Общий объем расходов федерального бюджета: на 2026 год в сумме 44 069,7 млрд рублей на 2027 год – 46 096,1 млрд рублей, на 2028 год – 49 383,2 млрд рублей.

Дефицит бюджета: на 2026 год – 3 786,4 млрд рублей, на 2027 год – 3 185,7 млрд рублей, на 2028 год – 3 513,9 млрд рублей.

Бюджетные ассигнования по разделу «Образование» запланированы законопроектом в следующих объемах: в 2026 году – 1 744 375,6 млн рублей, в 2027 году – 1 879 810,7 млн рублей, в 2028 году – 2 036 132,0 млн рублей

Проектом бюджета предусматривается безусловное выполнение ранее взятых Правительством Российской Федерации социальных обязательств. Финансовое обеспечение мероприятий в сфере образования имеет комплексный характер и предусмотрено в рамках реализации Национального проекта «Молодежь и дети», Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», а также национальных проектов «Кадры», «Семья».

В частности, в сфере образования, в первую очередь, продолжится модернизация и строительство школ и детских садов.

Почти 110 млрд рублей учтены на финансирование строительства 150 школ к 2030 году. На финансирование капитального ремонта школ в 2026-2028 гг. будет направлено более 290 млрд руб.

Для создания современной инфраструктуры детских садов в 2026-2028 годах на ремонт планируется направить 50,9 млрд рублей, а на строительство новых учреждений еще 26,6 млрд руб.

На ремонт техникумов за три года будет направлено более 60,0 млрд рублей. Почти 170 млрд рублей учтено на создание кампусов мирового уровня в 2026-2028 годах. Цель – создание 25 кампусов к 2030 году и не менее 40 кампусов к 2036 году.

Среди ключевых мероприятий, направленных на развитие и совершенствование системы образования, патриотическое воспитание подрастающего поколения, развитие инфраструктуры и материальной базы образовательных организаций, укрепление здоровья обучающихся, отмечаются следующие:

  • межбюджетные трансферты на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных школ в 2026 году – 122 375,0 млн рублей, в 2027 году – 125 605,0 млн рублей, в 2028 году – 127 923,9 млн рублей;
  • стипендиальное обеспечение обучающихся организаций среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения в 2026 году – 109 214,9 млн рублей, в 2027 году – 113 599,9 млн рублей, в 2028 году – 118 126,6 млн рублей;
  • субсидии на организацию бесплатного горячего питания обучающихся начальных классов в государственных и муниципальных образовательных организациях в 2026 году – 76 159,4 млн рублей, в 2027 году – 72 996,6 млн рублей, в 2028 году – 70 376,3 млн рублей;
  • создание и обновление электронных образовательных ресурсов в 2026 году – 800,0 млн рублей, в 2027 году – 850,0 млн рублей, в 2028 году – 999,3 млн рублей;
  • создание кластеров среднего профессионального образования в 2026 – 2028 годах – 9 002,5 млн рублей ежегодно;
  • создание инфраструктуры для развития дополнительного образования и организации отдыха детей и их оздоровления в 2026 году – 6 739,1 млн рублей, в 2027 году – 4 635,1 млн рублей, в 2028 году – 1 191,1 млн рублей;
  • строительство и оснащение передовых общеобразовательных организаций в 2026 году – 6 116,4 млн рублей, в 2027 году – 7 475,6 млн рублей, в 2028 году – 6 796,0 млн рублей;
  • создание объектов спортивной и образовательной инфраструктуры на базе образовательных учреждений, а также детских оздоровительных лагерей в 2026 году – 1 052,1 млн рублей, в 2027 году – 6 922,3 млн рублей, в 2028 году – 7 880,1 млн рублей;
  • организация и проведение мероприятий «Новая философия воспитания» для советников директора по воспитанию, педагогов дополнительного образования и иных специалистов сферы воспитания в 2026 году – 402,2 млн рублей, в 2027 – 2028 годах – 445,4 млн рублей ежегодно.

Из заключения комитета Госдумы по просвещению на проект федерального закона № 1026181-8 «О федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов».