Министру иностранных дел РФ о существующей в других странах системе приёма в высшие профессиональные учебные заведения

Официальный бланк депутата Государственной Думы

Министру иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврову

Уважаемый Сергей Викторович!

В связи с рассмотрением в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законопроектов, связанных с проведением единого государственного экзамена (ЕГЭ), убедительно прошу Вас проинформировать, как осуществляется приём в высшие профессиональные учебные заведения в США, Великобритании, Франции, Германии, Японии, Южной Корее, Индии, Китае, Бразилии, Швеции и в частности:

1. Используется ли система единого национального экзамена в тестовой форме?

2. Существует ли возможность пересдачи единого национального экзамена, в случае если результаты не удовлетворят экзаменуемого?

3. Признаются ли оценки успеваемости в школе в качестве результатов вступительных испытаний в профессиональные учебные заведения?

4. Имеются ли ограничения по количеству специальностей или учебных заведений, в которые могут быть направлены документы о школьном образовании или результаты национального тестирования абитуриента для зачисления в колледж, университет?

5. Учитываются ли при поступлении внеучебные достижения абитуриента? Если да, то какие именно и в какой форме?

6. Кто проводит аттестацию: органы управления образованием или независимые организации?

7. Проводят ли колледжи и университеты дополнительные испытания подготовки абитуриентов по профильным предметам?

8. Введены ли особые испытания для поступающих в учебные заведения, ведущие подготовку в области искусства, спорта, военную подготовку и т.п.?

9. Имеются ли льготы (особые правила приёма) при поступлении для:

•  лиц, попавших в сложную жизненную ситуацию;

•  людей с ограниченными возможностями здоровья;

•  лиц, имеющих особые заслуги перед государством и т.д.?

10. Какие правила приёма действуют для лиц, желающих получить второе (третье и т.д.) профессиональное образование?

Если в стране существует система приёма в высшие учебные заведения, принципиально отличная от названных выше процедур, прошу представить данные о ней в свободной форме.

Информацию прошу выслать по адресу: 103265, Москва, Охотный ряд, д. 1. Государственная Дума ФС РФ. Комитет по образованию. Электронная почта smolin@duma.gov.ru.

С уважением, заместитель председателя
Комитета Государственной Думы по образованию O.H. Смолин


Официальный бланк Министерства иностранных дел РФ

Заместителю председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию О.Н. Смолину

О приеме в высшие профессиональные учебные заведения за границей

Уважаемый Олег Николаевич!

В связи с Вашим обращением относительно информации о приеме в высшие профессиональные учебные заведения в США, Великобритании, Франции, Германии, Японии, Южной Корее, Индии, Китае, Бразилии и Швеции направляем соответствующие справочные материалы.

Приложение: упомянутое, на 24 л.

С уважением, директор Департамента по связям с субъектами Федерации,
парламентом и общественными объединениями В. Кеняйкин


О процедуре приема в высшие учебные заведения Великобритании

Необходимым условием для поступления в британский вуз является наличие Свидетельства о среднем образовании продвинутого уровня (GCE — Advanced level). Зачисление на дневное отделение проходит по конкурсу на основании содержащихся в свидетельстве баллов по меньшей мере по трем дисциплинам из школьной программы. Вуз самостоятельно устанавливает набор дисциплин, необходимых для поступления на конкретный факультет. Специализированные вузы требуют наличия в свидетельствах профильных предметов и имеют право устанавливать дополнительные испытания по предметам, отсутствующим в программе средней школы. Внеучебные достижения абитуриента приветствуются, но являются факультативным, не играющим ключевой роли в вопросе его зачисления.

Вступительных экзаменов как таковых не существует. В зависимости от выбранной абитуриентом дисциплины, сдача выпускного экзамена за среднюю школу может предполагать прохождение теста или написание эссе. В случае, если по какой-либо дисциплине абитуриент не добирает баллов, он имеет право позднее пересдать ее. С января 2004 г. снят запрет на пересдачу экзамена на Свидетельство о среднем образовании продвинутого уровня более одного раза – теперь данный экзамен можно пересдавать до тех пор, пока ученик не будет удовлетворен своими оценками. Экзамены на получение Свидетельства проходят под контролем пяти крупных независимых контролирующих организаций, имеющих аккредитацию при министерстве образования.

Заявления о приеме на обучение абитуриенты рассылают в несколько университетов в порядке своего предпочтения за год до окончания школы. Вузы заранее начинают отслеживать успехи потенциальных студентов, консультируясь с их непосредственными преподавателями. Заявления направляются не напрямую, а через Службу приема в университеты и колледжи (иСА8). Свой выбор вуза студенты осуществляют на основе обширной информации, которая предоставляется им школьными сотрудниками по профориентации и самими университетами. Необходимые сведения абитуриенты могут также почерпнуть из ежегодного справочника Службы приема, библиотек всех типов, баз данных частных образовательных агентств.

Обучение в вузах проходит в две ступени. Первая ступень в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии занимает от трех до четырех лет и обычно завершается получением диплома бакалавра (так называемая «первая степень»). Длительность второй ступени может варьироваться от одного до четырех лет в зависимости от изучаемого предмета, пропорционального соотношения обучения и научно-исследовательской деятельности и степени очности обучения. Вторая ступень обычно завершается защитой дипломной работы. Наряду с различными сертификатами, наиболее распространенным документом об образовании по завершении второй ступени остается диплом магистра. Особенностью современного высшего образования в Великобритании является его возрастающая «модульность». Во многих вузах студентам предоставлено право выбирать модуль, в который объединены несколько взаимосвязанных дисциплин.

Существует отдельная система стипендий и пособий – как частных, так и государственных – для абитуриентов, имеющих определенные заслуги перед государством или оказавшихся в затруднительном социальном положении. В Шотландии высшее образование предоставляется бесплатно.

Что касается лиц с ограниченными возможностями по состоянию здоровья, то для них пересмотрены стандартные требования к Свидетельству о среднем образовании продвинутого уровня с целью снять возникающие в таком случае естественные препятствия. В случае, если такой абитуриент смог выполнить лишь часть предложенных заданий, даже с учетом всех послаблений, его работа, тем не менее, будет оценена. При этом будет отмечено, что только часть заданий была выполнена.

В Швеции отсутствует система единого национального экзамена. Прием абитуриентов в вузы осуществляется по предъявлению свидетельства об окончании школы/гимназии, в котором выставлены оценки успеваемости лица по предметам, входившим в его учебную программу. Вместе с тем, для повышения шансов быть принятым в вуз абитуриент может сдать платный национальный университетский тест, который разработан Шведским национальным агентством по высшему образованию. Результаты теста действуют в течение пятилетнего срока.

Возможность пересдачи национального университетского теста существует. Школьные оценки успеваемости являются главным критерием при поступлении абитуриентов в шведские вузы.

Ограничения по количеству специальностей или учебных заведений, в которые могут быть направлены документы о школьном образовании, законом не установлены.

Неучебные достижения абитуриента (участие в олимпиадах и т.п.) при поступлении не учитываются. Тем не менее, опыт работы по специальности является одним из важных критериев при рассмотрении вопроса о принятии в вуз.

Аттестация выпускников школ/гимназий проводится Шведским управлением школьного образования. Колледжи и университеты обладают правом проводить дополнительные испытания абитуриентов, как правило, в виде тестов, собеседований или даже жеребьевки, в зависимости от конкретной программы обучения и количества претендентов.

Абитуриенты учебных заведений, подготавливающих специалистов в области искусства, спорта и военного дела, в обязательном порядке проходят особые испытания. При поступлении в академию художеств, к примеру, требуется предоставление определенного количества художественных работ. Льготы указанным категориям лиц при поступлении в местные вузы законом не прописаны. Инвалидам, однако, может оказываться всесторонняя поддержка непосредственно в ходе обучения.

При получении второго, третьего и т.д. профессионального образования также предъявляется свидетельство об окончании школы/гимназии с оценками успеваемости и указывается специальность по образованию.

С 1997 г. в Бразилии действует система единого национального экзамена. Национальный экзамен среднего образования (НЭСО) осуществляется в форме теста и преследует две цели: аттестацию выпускников средних школ и прохождение ими первого этапа поступления в высшие учебные заведения. По итогам НЭСО выпускники получают сертификаты с оценкой по двухсотбалльной шкале качества их знаний по программе средней школы. Те из них, кто намерен получить высшее образование, прилагают данные сертификаты к своим заявлениям о поступлении в вузы.

НЭСО проводится один раз в год единовременно по всей стране без возможности его пересдачи. Абитуриенты профессиональных учебных заведений также сдают экзамены при поступлении. При этом их оценки успеваемости в школе в качестве результатов вступительных испытаний не признаются.

Каждый абитуриент вправе подать документы не более чем в три высших учебных заведения (на три факультета/специальности). При поступлении в профессиональные учебные заведения таких ограничений не имеется. При поступлении внеучебные достижения абитуриентов не учитываются.

Вопросы НЭСО курирует Национальный институт исследований в области образования – структурное подразделение Министерства образования Бразилии. Ежегодно институт организует тендер среди государственных и частных организаций на разработку материалов и проведение экзамена с последующей аттестацией.

Как правило, вступительные экзамены в вузы в Бразилии состоят из двух этапов. Сначала приёмные комиссии рассматривают поданные абитуриентами сертификаты НЭСО с целью предварительного отбора кандидатов. Затем проводятся экзамены по профильным предметам в письменной форме в виде теста или сочинения.

В учебных заведениях, ведущих подготовку в области культуры и спорта, перед основными экзаменами сдают зачёт на профпригодность.

В соответствии с местной практикой льготных категорий граждан при поступлении в вузы не существует. Лишь некоторые университеты с недавнего времени резервируют минимальное количество мест для чернокожих абитуриентов.

Желающие получить второе (третье и т.д.) высшее образование в государственных вузах сдают вступительные экзамены на тех же условиях, что и выпускники школ, при этом их обучение также является бесплатным.

Система приема в вузы Японии

Японская образовательная система предполагает, что по окончании школы ученики сдают зачеты по пройденным дисциплинам, обычно в форме письменных тестов, результаты которых вносятся в аттестат о среднем образовании. Проведение единого государственного экзамена не предусмотрено.

Набор в высшие учебные заведения проходит в две стадии. Первая представляет собой тестирование абитуриентов на базе созданной в 1990 г. независимой государственной организации «Национальный центр по проведению вступительных экзаменов в вузы» (полученные по итогам школьного курса оценки успеваемости принимаются к сведению, но не признаются в качестве результатов вступительных испытаний). Как правило, оно включает в себя пять предметов: японский язык, математика, обществоведение, естествознание и иностранный язык. В случае неявки на тестирование по уважительной причине предоставляется еще одна попытка пройти его в другой день, установленный Национальным центром. Пересдача теста не предусматривается. В зависимости от количества набранных баллов в ходе такого экзамена определяются университет, а также факультет, куда может подавать документы выпускник школы. Затем результаты тестов направляются в соответствующий вуз.

На второй стадии абитуриенты проходят дополнительное тестирование на базе учебного заведения (содержание данных испытаний определяется самим вузом), при этом в обязательном порядке пишется эссе по профильной теме. Баллы, полученные по результатам указанных двух тестов, суммируются и становятся основным критерием при принятии решения о зачислении в вуз. На завершающем этапе проводится собеседование, в ходе которого подробно обсуждаются результаты тестов и содержание эссе.

Кроме того, потенциально по усмотрению вуза могут быть приняты во внимание внеучебные достижения абитуриентов, не исключая и особые заслуги перед страной (требуется документальное подтверждение). Для поступающих на факультеты по таким направлениям, как искусство, спорт, а также военное дело предусмотрены дополнительные специализированные испытания на базе соответствующих вузов.

Отдельные частные университеты не требуют тестирования в Национальном центре, опираясь лишь на результаты собственных вступительных экзаменов.

В случае если абитуриент не получил достаточного количества баллов для поступления в выбранный им университет, он имеет право предоставить в приемную комиссию подписанное директором своей школы ходатайство – рекомендацию, которая может быть учтена при окончательном рассмотрении вопроса о приеме на обучение. Кроме того, остается возможность зачисления в вуз по итогам повторного анализа приемной комиссией поданных документов и ряда дополнительных собеседований, в ходе которых решается вопрос о возможности обучения в конкретном учебном заведении. Однако подобная схема применяется довольно редко.

Система образования в Японии не предполагает особых льгот при поступлении в вузы. Вместе с тем, для людей, попавших в сложную жизненную ситуацию, в первую очередь, связанную с финансовыми проблемами, существует система государственных и вузовских стипендий, которые позволяют либо полностью, либо частично компенсировать оплату за обучение в учебном заведении.

Одновременно японское правительство уделяет особое внимание вопросам образования людей с ограниченными по здоровью возможностями, для которых на базе вузов готовятся адаптированные экзаменационные материалы, позволяющие таким лицам проходить испытания на общих основаниях. Наряду с этим существует ряд специальных учебных заведений, осуществляющих обучение студентов-инвалидов.

Желающие получить второе высшее образование должны сдавать экзамены в выбранном вузе на общих основаниях. При успешном прохождении вступительных испытаний при зачислении учитываются результаты окончания первого высшего учебного заведения, что позволяет в ряде случаев начать обучение со старших курсов.

О процедуре приема в высшие учебные заведения США

Вступительные экзамены как таковые в США отсутствуют, а решение о зачислении в вуз принимается комиссией на основании целого пакета документов, который абитуриент за шесть-девять месяцев до начала учебы направляет в адрес университета.

Подача заявления о приеме зачастую представляет собой длительный и сложный процесс. Для этого используется стандартная анкета (т.н. Common Application), в которой указываются не только сведения об успеваемости в школе, но также подробные данные о различных достижениях и наградах (победах на олимпиадах и конкурсах, самостоятельных творческих работах, курсах дополнительного обучения), участии в общественной жизни, интересах, хобби и многое другое.

К заявке прикладывается эссе на свободную или заданную тему, позволяющее выделить самых талантливых школьников, две рекомендации учителей, помогающие судить о способностях и прилежании, копии имеющихся сертификатов и дипломов. В отдельных случаях необходимо также прохождение собеседования.

Поскольку школьные стандарты заметно разнятся, отметки в аттестате не всегда являются объективным показателем подготовленности учеников. В этой ситуации основополагающим критерием при приеме в вуз становятся результаты общенациональных стандартизированных экзаменов, самый распространенный из которых – Тест академических способностей (SAT, Scholastic Aptitude Test).

Экзамен разрабатывается некоммерческой организацией Совет колледжей США (U.S. College Board), объединяющей около 3 тысяч учебных заведений, и проводится на платной основе семь раз в год. Существуют два его варианта: SATI (или SAT Reasoning Test) и SAT II (или SAT Subject Tests).

SAT I состоит из трех крупных разделов, оценивающих способности к математическому мышлению, навыки критического чтения и умение излагать свои мысли. За каждый раздел начисляется от 200 до 800 баллов, поэтому максимальная оценка составляет 2400 баллов.

SAT II носит более прикладной характер и проверяет знания в области конкретных дисциплин, как то: история, биология, химия, физика, математика, обществоведение, и, как правило, используется университетами, применяющими более строгие критерии отбора. В то время как одни институты конкретно указывают, тесты по каким предметам необходимо пройти, другие могут предоставить право выбора абитуриенту.

Большинство заданий в экзамене представлены в виде вопросов с многовариантными ответами (за исключением раздела в SAT I на умение излагать свои мысли, который также включает написание эссе). Результаты испытания направляются напрямую в университеты, заранее указанные абитуриентом. При этом ученик вправе сдавать тест до тех пор, пока не получит устраивающее его количество баллов (зачастую экзамен впервые сдается в 10 классе, а затем, после дополнительной подготовки, в последний год обучения).

Поскольку каждый вуз самостоятельно решает, какой элемент заявления является для него основным (высокий результат SAT далеко не всегда гарантирует зачисление), процесс поступления отличается значительной степенью непредсказуемости. В результате школьники обычно подают документы одновременно в несколько учебных заведений, иногда до десяти (каких-либо ограничений в этом плане не установлено).

Особые испытания предусмотрены для поступающих в учебные заведения, которые ведут подготовку в специализированных областях (искусство, спорт, военное дело и пр.). Их цель – проверить возможности абитуриента освоить соответствующую профессиональную программу. В частности, вступительные экзамены для желающих поступить в художественные вузы включают выполнение работ по таким направлениям, как живопись, рисунок, скульптура.

Американское законодательство и уставы многих университетов предусматривают возможность оказания двух видов финансовой помощи студентам – социальной и академической. Первая предоставляется выходцам из малообеспеченных семей, вторая – учащимся, демонстрирующим выдающиеся способности к учебе. Такая помощь оказывается в виде безвозмездных стипендий или гарантированных льготных займов.

Кроме того, благодаря комплексу программ, реализуемых на государственном уровне и отдельными благотворительными организациями, в США действует система специальных льгот, призванная обеспечить равные возможности при получении высшего образования людям с ограниченными возможностями, представителям нацменьшинств, бывшим военным и некоторым другим категориям граждан.

Отдельно стоит отметить такую особенность американской высшей школы как возможность обучения по спортивным стипендиям, полностью или частично покрывающим расходы на образование. В течение всего года по школам США разъезжают тренеры университетских команд, отсматривая сотни спортсменов и отбирая для себя наиболее перспективных футболистов, баскетболистов, пловцов и бегунов. Самые выдающиеся из них могут быть зачислены в университет, даже если по остальным показателям не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к абитуриентам.

Что касается правил приема в вузы лиц, желающих получить второе высшее образование, то здесь главным фактором, который принимают во внимание университеты, является средний академический балл (т.н. GPA, Grade Point Average), высчитываемый на основе оценок, выставленных абитуриенту при получении первого образования. В остальном же данный процесс носит аналогичный характер.

Высшие профессиональные учебные заведения в ФРГ (Fachhochschule, в 2009 г. их насчитывалось по стране 140), в отличие от других германских вузов, прежде всего университетов, не дают классического академического образования, не наделены правами присваивать научные степени и т.п.

Процесс обучения в них обычно на 2-3 года короче, чем в университетах. Профвузы самостоятельно определяют правила приема, число обучающихся в них студентов и т.д. Экзамены для поступления в эти вузы, как правило, не проводятся, устраивается лишь собеседование. Единый национальный экзамен наподобие российского нововведения ЕГЭ в ФРГ не практикуется. Основное требование для зачисления абитуриентов – успешная сдача экзаменов в средней школе, т.е. конкурс аттестатов, получение которых обязательно, как правило, и для иностранцев. В то же время существуют ограничения набора на факультеты по определенным специальностям для сбалансирования «спроса и предложения».

При поступлении в профвузы абитуриенты подают заявления установленной формы с указанием своих предпочтений по той или иной профессиональной специализации. Для начала учебы в летнем семестре документы необходимо подать к 15 января, в зимнем – к 15 июля.

Определенные привилегии при поступлении в профвузы имеют выпускники технических лицеев, а также лица с ограниченными физическими возможностями.

В последнее время в ФРГ реализуется программа, нацеленная на увеличение доли высших профессиональных учебных заведений в системе германского высшего образования. Предполагается, что к 2015 г. в них будут учиться до 50% студентов всех вузов страны (сейчас 440 тыс. из 1,9 млн. студентов). Дня повышения престижа профвузов планируется расширить спектр предлагаемых ими специальностей, предусмотреть определенные «бонусы» для выпускников при приеме на работу и т.п. Такой подход объясняется тем, что, во-первых, профвузы обходятся государству значительно дешевле, чем университеты, и, во-вторых, они, по мнению местных экспертов, более оперативно способны реагировать на современные потребности экономики страны.

По информации Посольства России в Оттаве, в Канаде не существует единой национальной системы образования. Развитие образования находится в ведении провинций.

Не существует единого национального экзамена в какой бы то ни было форме.

Послешкольное образование платное для всех категорий граждан, а также для иностранцев.

Оценки успеваемости в школе признаются в качестве результатов вступительных испытаний в профессиональные учебные заведения.

Ограничений по количеству специальностей или учебных заведений, в которые могут быть направлены документы о школьном образовании абитуриента для зачисления в колледж или университет, не имеется.

При поступлении в канадские вузы приоритет может быть отдан абитуриентам, активно вовлеченным в волонтерское движение, участвующим в деятельности неправительственных общественных организаций, а также имеющим спортивные достижения.

Аттестацию вузов проводят органы управления образованием. Несмотря на то, что, как правило, дополнительное тестирование уровня подготовки абитуриентов по профильным предметам не предусмотрено, существует практика особых испытаний для поступающих в некоторые учебные заведения, например, осуществляющие подготовку в области искусства и спорта, а также военные вузы.

Для лиц, попавших в сложную жизненную ситуацию, с ограниченными возможностями здоровья, имеющих особые заслуги перед государством и т.д. при поступлении существуют льготы.

Правила приема для лиц, желающих получить второе (третье и т.д.) профессиональное образование, ничем не отличаются от правил приема для лиц, получающих первое высшее образование.

Относительно процедуры осуществления приема в вузы Индии Посольство России в Индии сообщило следующее.

Тестовая форма при сдаче экзаменов в среднеобразовательных школах и колледжах не используется. В экзаменационной работе школьнику предлагается перечень вопросов различной сложности без вариантов ответов, которые, как правило, присутствуют в тексте.

Если результаты экзамена не удовлетворили экзаменуемого, он имеет право попытаться их улучшить только на следующий год и при условии, что проходной балл был набран с первой попытки. Право на повторную попытку предоставляется только в отношении теоретической части какого-либо предмета. Если школьник не сдал экзамен с первой попытки (экзамены проводятся в марте), пересдача назначается на июль.

Оценки успеваемости в школе не признаются в качестве результатов вступительных экзаменов. Вместе с тем для того, чтобы иметь право подать заявление на поступление в вуз, абитуриенту необходимо набрать определенный минимум баллов на выпускном экзамене в школе (50-60%, в зависимости от университета).

Ограничений на количество подаваемых заявлений в вузы не существует. Однако студенты имеют право направлять документы только в те вузы, которые соответствуют выбранным ими специальностям в 11-12 классах.

Единой практики в отношении учета внеучебных достижений не существует, и каждый вуз принимает на этот счет самостоятельное решение. Есть примеры, когда в период вступительных экзаменов устраиваются спортивные состязания, победителям которых добавляются баллы.

Выпускные экзамены в школах (11-12 классы), кроме экзаменов по труду, физической культуре, искусству и ОБЖ, проводит государственная организация – Центральная комиссия по среднему образованию.

Практически все колледжи и университеты, за редким исключением, проводят вступительные экзамены по всем профильным предметам. Какие-либо дополнительные испытания не практикуются.

Обязательным условием поступления в учебные заведения, осуществляющие подготовку в области искусства, спорта и военных специальностей, является проходной балл на выпускном школьном экзамене. Другие требования варьируются от вуза к вузу. Например, в большинстве вузов военной специализации абитуриенты в обязательном порядке сдают точные науки.

В конституции Индии отдельно прописаны права т.н. списочных каст и племен (наиболее отсталых в экономическом и социальном отношении слоев населения), в соответствии с которыми в вузах для них специально резервируется определенное количество мест и устанавливаются льготы при сдаче экзаменов в виде более низкого проходного балла. В настоящее время разрабатывается специальный законопроект, оговаривающий особые условия поступления в вузы для лиц с ограниченными возможностями.

Второе высшее образование в Индии полностью платное. При поступлении в обычном порядке сдаются вступительные экзамены и
предоставляются все документы о среднем и первом высшем образовании.

О системе единого государственного экзамена в КНР

Система единого государственного экзамена (ЕГЭ) для поступления в высшие профессиональные учебные заведения была введена в КНР в 1977 г. К сдаче ЕГЭ, который проводится одновременно на всей территории страны один раз в год, допускаются лица, успешно сдавшие единый государственный экзамен по программе полного среднего образования или получившие образование, соответствующее полному среднему.

Обязательными предметами для тестирования являются китайский язык, математика и английский язык, четвертый –– по выбору учащегося из гуманитарных наук (география, история, общий политический курс) или естественных (химия, физика, биология). Кроме того, система ЕГЭ в КНР имеет следующие особенности.

1. В проведении национального экзамена используется тестовая форма, а также развернутые письменные задания (например, сочинения, эссе и т.д.). Если результаты не удовлетворяют экзаменуемого, разрешено пересдавать экзамен без ограничений в последующие годы (на платной основе).

2. Оценки успеваемости в школе и результаты единых выпускных школьных экзаменов (при условии положительной их сдачи) не признаются в качестве результатов вступительных испытаний в профессиональные учебные заведения.

3. Абитуриенты ограничены в числе выбираемых вузов. Им разрешается выбрать 4-6 вузов из различных категорий в соответствии с
градацией, определяемой Министерством образования КНР. При этом, как правило, определиться с вузом необходимо до экзаменов, при заполнении заявления на участие в ЕГЭ. Вместе с тем, в некоторых провинциях разрешается выбирать вузы после сдачи экзаменов и до опубликования результатов, а в некоторых и после получения итоговых баллов.

4. При поступлении в вузы учитываются личные внеучебные достижения абитуриентов, например, победы в различных олимпиадах и
конкурсах, спортивные результаты государственного уровня, награды лучшим ученикам провинциального уровня.

5. Главным административным органом по проведению ЕГЭ является Комиссия по набору студентов провинциального или городского уровня (для городов центрального подчинения), которые подчиняются Министерству образования КНР.

6. Каждый вуз самостоятельно определяет проходной балл и количество мест для абитуриентов. При этом ряд ведущих вузов страны (на данный момент 80) обладает правом проводить дополнительные собеседования и экзамены (как правило, письменный экзамен и устное собеседование), успешное прохождение которых дает абитуриенту определенное количество очков, добавляющихся к итоговому баллу ЕГЭ.

7. Для поступающих в профильные военные вузы существуют дополнительные возрастные ограничения (не старше 20 лет). Подобные ограничения действуют в вузах, готовящих специалистов в области общественной безопасности (не старше 22 лет), при этом если в качестве специальности выбраны иностранные языки, то возрастной ценз составляет 20 лет. Все абитуриенты, поступающие в указанные учебные заведения, должны быть неженаты/не замужем.

8. Для поступающих по специальностям в области искусства и спорта проводятся дополнительные испытания в виде творческих конкурсов, прослушиваний для музыкантов, сдачи физических нормативов и т.п.

Дополнительные испытания, а также собеседования для поступающих в ведущие вузы, как правило, проводятся до ЕГЭ.

9. При поступлении в вузы имеются льготы и действуют особые правила приема для следующих категорий:

  • представителей национальных меньшинств,
  • учащихся из экономически отсталых районов,
  • имеющих особые заслуги перед государством.

Все льготы, а также результаты дополнительных экзаменов, собеседований или олимпиад переводятся в очки, которые добавляются при подсчете итогового балла на ЕГЭ.

10. Лица, желающие получить второе и т.д. профессиональное образование, не участвуют в ЕГЭ, а сдают вступительные экзамены, предусмотренные в таких случаях вузами.

О системе единого государственного экзамена и приема абитуриентов в высшие учебные заведения Республики Корея

Для организации приема абитуриентов в высшие учебные заведения Республики Корея (РК) используется система единого государственного экзамена в тестовой форме CSAT – Comprehensive Scholastic Ability Test, который ежегодно проводится во всех школах страны в конце учебного года.

В случае, если экзаменуемый неудовлетворен результатами сдачи теста CSAT, ему предоставляется возможность повторно пересдать его через 1 год.

В настоящее время в РК официально аккредитованы и функционируют 405 высших учебных заведений. В соответствии с существующей практикой, большинство университетов Южной Кореи явл