Вице-спикер Госдумы от «Новых людей» Владислав Даванков считает, что пришло время разработать закон, который отменит домашние задания для школьников. Он отметил, что обсудит вопрос отмены домашних заданий на ближайшей встрече с московским департаментом образования и науки. «Это мировой опыт. Уверен, что разгрузка детей и учителей пойдет на пользу всем», – добавил он.
На мой взгляд, идея об отмене домашних заданий в школе высказывалась уже не раз. Я думаю, она слишком красивая, чтобы быть реальной.
Дело в том, что детей надо приучать к самостоятельной работе. Напоминаю, что, согласно классической теории Гегеля, личность – это единство разума, чувства и воли. Воля определяется либо в труде, либо в спорте. В любом случае воля – это умение заставить себя делать то, что делать не хочется.
Отмена домашних заданий наверняка приведёт к ослаблению волевых качеств. Но дело не только в этом. Напомню, что современные дети очень мало читают. По данным социологических опросов, за три летних месяца примерно четверть детей прочитывает семь-восемь книг, 22% – три-четыре книги, 29% – одну-две книги, а остальные совсем не читают. То есть дети привыкли что-то делать тогда, когда их к этому так или иначе принуждают. Это неправильно. Не говоря уже о том, что многие предметы требуют закрепления знаний. Поэтому я думаю, что отменять домашнее задание, мягко говоря, рано.
В чём бы я согласился с Вячеславом Даванковым, так это в том, что нужно сокращать нагрузку школьников и, как ни странно, в том числе для повышения качества нашего образования.
Я напомню, что в советский период наша страна регулярно входила в тройку наиболее образованных поколений своего времени. При этом у меня в школе никогда не было больше шести уроков.
Сейчас семь-восемь уроков – это норма для старших классов. Не могу себе представить, как дети выдерживают такую нагрузку.
Моя версия (не факт, что единственно возможная) – на части уроков они просто перестают работать. При этом, согласно СанПиНам, выполнение домашних заданий должно занимать не более 1,5–3,5 часов, но, если буквально исполнять всё, что детям задают, домашние задания явно будут длиться больше. Парадокс заключается в том, что при этом качество знаний значительно падает. Объём нагрузки – это далеко не единственная, но важная причина падения качества знаний.
Как мне представляется, современная российская школа нарушает один из главных принципов Льва Семёновича Выготского – принцип зоны ближайшего развития. Перевожу его на простой язык.
Если вы даёте детям слишком маленькую нагрузку, они развиваются медленно. Если вы даёте слишком большую нагрузку, они перестают изучать и знать даже то, что могли бы усвоить при разумном распределении учебного материала.
Сейчас дети перегружены, и в итоге они знают гораздо меньше, чем предшествующее поколение. Причём, напоминаю, чем старше дети, тем меньше они читают. В 9-м классе не читает уже 35% всех детей. Между тем мы плохо понимаем последствия того, что происходит. Напомню: человек, смотрящий картинки, и человек, читающий книги – это разные психологические типы личности. Возвращаясь к теме формирования чувства – оно во многом определяется чтением. Так было в последние 200 лет. А если не было, то это ситуация Митрофана Простакова, который говорил: «Зачем изучать географию? Извозчик довезёт». Поэтому мне представляется, что полностью избавлять детей от домашних заданий неправильно. А вот сокращать нагрузку в разумных пределах, чтобы добиваться более глубоких знаний, необходимо.