Нам нужно думать не столько о запретах, сколько об интеграции представителей других народов в нашу культуру

В ноябре в Государственную Думу был внесен законопроект, который запрещает принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык. При зачислении таких детей в школы предполагается не только тестирование на знание русского языка, но и проверка законности их пребывания на территории России. Авторами законопроекта выступили Председатель ГД Вячеслав Володин, заместитель Председателя ГД Ирина Яровая, руководители фракций и ключевых комитетов. В первом чтении законопроект планируется рассмотреть 10 декабря.

В октябре по инициативе Минпросвещения в российских школах был проведен массовый мониторинг уровня знания русского языка детьми мигрантов, в котором приняли участие 154,8 тыс. детей иностранных граждан (74,4% от общего числа детей-мигрантов). По итогам тестирования, более 58% детей-мигрантов успешно прошли диагностику на знание русского языка, у более 23% обнаружились трудности в обучении, а почти 18% знают язык плохо или не знают совсем.

Стоит отметить, что Государственная Дума в последнее время более чем активно борется с нелегальной миграцией. Причины понятны, в том числе политические. Мигранты вызывают неприязнь в широких слоях общества, и эта борьба, по мнению многих депутатов, должна поднять престиж и парламента, и правящей партии.

Между тем, мне кажется, нужно отделять зерна от плевел или, как теперь модно говорить, мух от котлет.

Согласно законам, принятым Государственной Думой, нелегальных мигрантов у нас быть не должно. Нелегальная миграция – это зло. Поэтому авторы законопроекта, возможно, ищут дополнительные механизмы поиска нелегальных мигрантов. Совсем другое дело – легальные мигранты, которых страна официально приглашает на работу.

Напомню, что во всём мире в настоящее время борются за человеческий капитал. Например, мигранты из России составляют значительную часть исследователей и разработчиков Силиконовой долины в США. Также туда приглашают специалистов из Южной Кореи, Индии и других стран. Другими словами, мигранты работают на экономику Соединенных Штатов и многих других государств. Подчеркиваю, это легальные мигранты.

Если мы считаем, что мы тоже боремся за человеческий потенциал, то мы должны не просто запрещать учиться тем, кто не знает русского языка, но помогать им в изучении русского языка.

Как мы поступаем с иностранными студентами? Мы их приглашаем, даем им год на освоение русского языка, и затем они учатся вместе с российскими студентами. Я думаю, что нечто подобное должно происходить и в отношении школьников – детей мигрантов. Совершенно понятно, что, не зная русского языка, освоить школьную программу невозможно.

В противном случае ребёнок оканчивает школу или без аттестата, или, как говорят, «три пишем, два в уме». Поэтому, на мой взгляд, нужно создавать так называемые классы выравнивания или подготовительные классы для тех ребят из семей мигрантов, которые ещё не поступили в школу. Кстати, в детском саду дети иностранцев, не знающие русского языка, освоят его достаточно быстро в процессе общения с русскими сверстниками. Другое дело, что в дополнение к этому их надо учить уважению к культуре народа той страны, в которой они теперь живут.

Поэтому, я думаю, одними запретами проблему мы не решим, и дети, которые рискуют оказаться вне школы по причине незнания русского языка – это потенциальная база преступности. И если мы заинтересованы в снижении правонарушений среди несовершеннолетних, нам нужно думать не столько о запретах, сколько об интеграции представителей других народов в нашу культуру. Иначе у нас возникнут анклавы с другой культурой, а это рассадник криминала вплоть до терроризма.

Интеграция не дает гарантии решения проблем, но отсутствие интеграции гарантирует проблему.

Источник