. Омск. Омский государственный педагогический университет
Участники круглого стола: депутаты органов власти различных уровней, руководители, преподаватели и сотрудники учреждений образования, науки и культуры, представители студенчества, а также политических партий и общественных объединений констатируют:
- В постсоветский период значительное влияние на формирование граждан России оказал кризис национальной идейной идентичности, который, в свою очередь, вызвал поиск т. н. «национальной идеи».
- Начиная с 1990-х гг. власть целенаправленно решала задачу «переидеологизации» массового сознания наиболее простым и доступным способом – при помощи электронных СМИ, причём как государственных, так и подконтрольных большому бизнесу. При этом первоначально «новая идеология» строилась по принципу радикального отрицания старой, включая общечеловеческие ценности. Попытка возврата к ним наблюдается лишь в последние годы, но по преимуществу на уровне политических заявлений.
- Федеральное законодательство в той части, в какой оно пыталось воздействовать на процессы воспитания, отражало политическую ситуацию и формировалось господствующим состоянием массового сознания, сознания политической элиты и её интересами.
Участники круглого стола рекомендуют:
Президенту Российской Федерации:
- Осуществить принципиальную корректировку всей государственной политики с учётом её образовательных аспектов и необходимости формирования позитивных гражданских и нравственных ценностей.
- Обеспечить разработку и реализацию приоритетного национального проекта «Гражданин России».
Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации:
1. Разработать концептуальные документы и законопроекты, предусматривающие:
1.1. формирование:
- квалифицированного работника, способного осваивать всё более сложные технологии и стремящегося к образованию в течение всей жизни;
- гражданина России, осознающего свою принадлежность к человеческой цивилизации и долю ответственности за неё;
- многосторонней личности с развитыми духовно-нравственными потребностями;
1.2. гражданскую и патриотическую направленность образования: ничего не приукрашивая и не скрывая, оно должно формировать у учащихся чувство любви к Отечеству, уважение к другим народам и государствам, стремление участвовать в делах общества;
1.3. научность и фундаментальность преподавания: необходимы государственные образовательные стандарты и программы нового поколения, соответствующие современным научным представлениям, включающие фундаментальные основы наук;
1.4. «инновационное обучение», подготовку детей и молодёжи к жизни в условиях современной и будущей цивилизации: введение в образовательные стандарты курсов, функционально необходимых человеку (информатика, иностранный язык), формирование экологической культуры, уважения к традициям и верованиям других народов и т. п.;
1.5. человековедческую направленность образования – через введение в образовательные стандарты и программы соответствующих образовательных областей и предметов (этика, эстетика, человековедение и т. п.), путём насыщения человековедческим материалом ныне существующих курсов гуманитарного, математического и естественнонаучного циклов;
1.6. сочетание обучения с разнообразными видами практики – от физической культуры и труда на производстве до практики общественной и творческой деятельности;
1.7. сохранение светского характера образования в государственных и муниципальных учебных заведениях: религиозное воспитание может осуществляться либо в негосударственных учебных заведениях, либо в государственных, но на факультативной основе – по просьбам родителей, с согласия детей, под контролем органов управления образованием;
1.8. сохранение академических свобод и многообразия политических и мировоззренческих позиций в преподавании гуманитарных наук;
1.9. введение за счёт бюджета образовательных технологий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся, увеличение числа уроков физкультуры, ритмики, танцев, различной кружковой работы, бесплатных спортивных секций.
2. Разработать и принять федеральный закон «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», взяв за его основу Доктрину образования, одобренную Всероссийским совещанием работников образования в Кремле (14 января 2000 г.).
3. Принять поправки в федеральное законодательство, возвращающие право на досрочную пенсию для всех без исключения педагогических работников, включая вожатых, заместителей директора по воспитательной работе.
4. Предусмотреть в законодательстве меры особой социальной поддержки для сельских школ и педагогических работников, в наибольшей мере воздействующих на формирование гражданских и человеческих качеств ребёнка.
Правительству Омской области и Законодательному Собранию Омской области:
- Разработать положение о конкурсе патриотического воспитания с примерным названием «Держава» и начать его реализацию.
- Обеспечить доступ в Региональный центр по связям с общественностью (ранее – Общественно-политический центр) различным политическим силам и сделать его Региональным центром воспитания гражданина.
- Используя опыт других регионов страны, внести изменения в законодательство и бюджет Омской области по введению института Уполномоченного по правам человека.
Администрации города Омска и Омскому Городскому Совету:
- Обеспечить полное финансирование целевых программ поддержки образования, в т. ч. «Педагогические кадры», «Инновационная деятельность в образовании», «Дети города Омска».
- Предусмотреть в бюджете средства для оборудования учебных и внеучебных помещений детских школ искусств, детских художественных школ, детских спортивных школ в соответствии с лицензионными требованиями, предъявляемыми к ним.
Средствам массовой информации:
- Организовать широкое общественное обсуждение проблем гражданственности и гражданского воспитания с участием экспертов, представляющих различные точки зрения.
- Используя опыт второй половины 1980-х гг., ввести циклы теле- радиопередач, пропагандирующих опыт талантливых педагогов и современные педагогические технологии.