Рекомендации круглого стола «Формирование гражданина России: новые парадигмы образовательной политики»

. Омск. Омский государственный педагогический университет

Участники круглого стола: депутаты органов власти различных уровней, руководители, преподаватели и сотрудники учреждений образования, науки и культуры, представители студенчества, а также политических партий и общественных объединений констатируют:

  1. В постсоветский период значительное влияние на формирование граждан России оказал кризис национальной идейной идентичности, который, в свою очередь, вызвал поиск т. н. «национальной идеи».
  2. Начиная с 1990-х гг. власть целенаправленно решала задачу «переидеологизации» массового сознания наиболее простым и доступным способом – при помощи электронных СМИ, причём как государственных, так и подконтрольных большому бизнесу. При этом первоначально «новая идеология» строилась по принципу радикального отрицания старой, включая общечеловеческие ценности. Попытка возврата к ним наблюдается лишь в последние годы, но по преимуществу на уровне политических заявлений.
  3. Федеральное законодательство в той части, в какой оно пыталось воздействовать на процессы воспитания, отражало политическую ситуацию и формировалось господствующим состоянием массового сознания, сознания политической элиты и её интересами.

Участники круглого стола рекомендуют:

Президенту Российской Федерации:

  • Осуществить принципиальную корректировку всей государственной политики с учётом её образовательных аспектов и необходимости формирования позитивных гражданских и нравственных ценностей.
  • Обеспечить разработку и реализацию приоритетного национального проекта «Гражданин России».

Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации:

1. Разработать концептуальные документы и законопроекты, предусматривающие:

1.1. формирование:

  • квалифицированного работника, способного осваивать всё более сложные технологии и стремящегося к образованию в течение всей жизни;
  • гражданина России, осознающего свою принадлежность к человеческой цивилизации и долю ответственности за неё;
  • многосторонней личности с развитыми духовно-нравственными потребностями;

1.2. гражданскую и патриотическую направленность образования: ничего не приукрашивая и не скрывая, оно должно формировать у учащихся чувство любви к Отечеству, уважение к другим народам и государствам, стремление участвовать в делах общества;

1.3. научность и фундаментальность преподавания: необходимы государственные образовательные стандарты и программы нового поколения, соответствующие современным научным представлениям, включающие фундаментальные основы наук;

1.4. «инновационное обучение», подготовку детей и молодёжи к жизни в условиях современной и будущей цивилизации: введение в образовательные стандарты курсов, функционально необходимых человеку (информатика, иностранный язык), формирование экологической культуры, уважения к традициям и верованиям других народов и т. п.;

1.5. человековедческую направленность образования – через введение в образовательные стандарты и программы соответствующих образовательных областей и предметов (этика, эстетика, человековедение и т. п.), путём насыщения человековедческим материалом ныне существующих курсов гуманитарного, математического и естественнонаучного циклов;

1.6. сочетание обучения с разнообразными видами практики – от физической культуры и труда на производстве до практики общественной и творческой деятельности;

1.7. сохранение светского характера образования в государственных и муниципальных учебных заведениях: религиозное воспитание может осуществляться либо в негосударственных учебных заведениях, либо в государственных, но на факультативной основе – по просьбам родителей, с согласия детей, под контролем органов управления образованием;

1.8. сохранение академических свобод и многообразия политических и мировоззренческих позиций в преподавании гуманитарных наук;

1.9. введение за счёт бюджета образовательных технологий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся, увеличение числа уроков физкультуры, ритмики, танцев, различной кружковой работы, бесплатных спортивных секций.

2. Разработать и принять федеральный закон «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», взяв за его основу Доктрину образования, одобренную Всероссийским совещанием работников образования в Кремле (14 января 2000 г.).

3. Принять поправки в федеральное законодательство, возвращающие право на досрочную пенсию для всех без исключения педагогических работников, включая вожатых, заместителей директора по воспитательной работе.

4. Предусмотреть в законодательстве меры особой социальной поддержки для сельских школ и педагогических работников, в наибольшей мере воздействующих на формирование гражданских и человеческих качеств ребёнка.

Правительству Омской области и Законодательному Собранию Омской области:

  1. Разработать положение о конкурсе патриотического воспитания с примерным названием «Держава» и начать его реализацию.
  2. Обеспечить доступ в Региональный центр по связям с общественностью (ранее – Общественно-политический центр) различным политическим силам и сделать его Региональным центром воспитания гражданина.
  3. Используя опыт других регионов страны, внести изменения в законодательство и бюджет Омской области по введению института Уполномоченного по правам человека.

Администрации города Омска и Омскому Городскому Совету:

  1. Обеспечить полное финансирование целевых программ поддержки образования, в т. ч. «Педагогические кадры», «Инновационная деятельность в образовании», «Дети города Омска».
  2. Предусмотреть в бюджете средства для оборудования учебных и внеучебных помещений детских школ искусств, детских художественных школ, детских спортивных школ в соответствии с лицензионными требованиями, предъявляемыми к ним.

Средствам массовой информации:

  1. Организовать широкое общественное обсуждение проблем гражданственности и гражданского воспитания с участием экспертов, представляющих различные точки зрения.
  2. Используя опыт второй половины 1980-х гг., ввести циклы теле- радиопередач, пропагандирующих опыт талантливых педагогов и современные педагогические технологии.