. Омск. Омский государственный педагогический университет
Участники общественных слушаний – депутаты, представители органов исполнительной власти, руководители и сотрудники учреждений образования, науки и культуры, родители, представители студенчества, а также политических партий и общественных объединений отмечают:
1. Конституция Российской Федерации гарантирует всем гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Однако данное право граждан не реализуется в России, где по демографическим и экономическим причинам количество детей, обучающихся в дошкольных образовательных учреждениях, сократилось с 1990 по 2000 г. почти в 2 раза. Около половины всех учебных заведений этого уровня были в своё время приватизированы, переданы органам государственной власти и негосударственным организациям.
2. Начиная с 2004 г. в ряде крупных городов России, включая Омск, ощущается острая нехватка мест в детских дошкольных учреждениях, что существенно тормозит наметившийся рост рождаемости. Это вынудило руководителей целого ряда городов потребовать возвращения в муниципальную собственность незаконно приватизированных детских садов, а Президента РФ В. Путина 10 декабря 2005 г. дать соответствующие поручения правительству страны, которые, однако, не были исполнены.
3. В документах правительства России предлагается заменить дошкольное образование «предшкольным». Тем самым фактически отменяются конституционные гарантии прав граждан в этой области.
4. Проект федерального закона «О дошкольном образовании» за прошедшие годы официально так и не был внесён в Государственную Думу.
5. Опыт индустриально развитых стран показывает, что в таких странах дошкольное образование обладает многосекторной структурой и разнообразием организационно-правовых форм. Однако ни одна из них практики массовой приватизации дошкольных учреждений не знала. В государствах СНГ такая практика дала отрицательные результаты. Например, в Киргизии, где было приватизировано дошкольное образование, его система резко сократилась.
6. Между тем, вступивший в силу Федеральный закон «Об автономных учреждениях» открывает дорогу постепенной приватизации бюджетной сферы вообще и дошкольного образования в частности, а также коррупции в этой сфере.
Участники общественных слушаний рекомендуют:
Президенту Российской Федерации:
- Обеспечить контроль за соблюдением конституционных и международных обязательств государства в сфере дошкольного образования;
- исполнение «Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию 25 октября 2005 г.» и, в частности, следующего поручения правительству РФ:
«совместно с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации разработать меры по обеспечению доступности дошкольного образования и повышению размера оплаты труда работников дошкольных образовательных учреждений до уровня оплаты труда работников общеобразовательных учреждений.
Срок – апрель 2006 г.».
Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации:
1. Разработать концептуальные документы и законопроекты, предусматривающие:
- обеспечение каждому ребёнку реальной возможности осуществления конституционного права на дошкольное образование – вместо предложенного правительством «предшкольного» образования, которое угрожает лишить ребёнка детства и способно нанести урон развитию личности;
- восстановление сети государственных учреждений дошкольного образования;
- сохранение запрета на приватизацию учреждений образования, включая автономные учреждения;
- финансирование учреждений дошкольного образования детей из региональных бюджетов;
- введение за счёт бюджета образовательных технологий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся, увеличение числа занятий физкультуры, ритмики, танцев и т.п.;
- обязанность федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации выделять субвенции местным бюджетам на заработную плату дошкольным работникам и организацию учебного процесса;
- реализацию права дошкольных учреждений первой и второй категорий (имеющих статус «Центр развития ребёнка») на дополнительное финансирование из местного или ведомственного бюджета;
- увеличение базовых ставок заработной платы работников дошкольных учреждений не менее, чем до средней зарплаты в промышленности;
- введение надбавок к заработной плате воспитателя за непрерывный стаж работы в дошкольных образовательных учреждениях, за работу с родителями;
- увеличение продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска воспитателям детских дошкольных учреждений до 56 календарных дней, а младшим воспитателям и помощникам воспитателей – до 42 дней;
- установление недельной нагрузки воспитателя детского сада на уровне воспитателя, работающего в школе, – до 30 часов в неделю;
- восстановление для заведующих детских дошкольных учреждений и их заместителей права на досрочную трудовую пенсию;
- льготную оплату за содержание в дошкольных учреждениях детей работников этих учреждений;
- введение в штатные расписания дошкольных учреждений единиц социального педагога, логопеда, заместителя руководителя по гражданской обороне, инструктора по физическому воспитанию, охранника, делопроизводителя и др.;
- устранение дискриминации в уровне оплаты труда, назначении досрочной трудовой пенсии, системе финансирования курсовой переподготовки медицинских работников дошкольных образовательных учреждений по сравнению с сотрудниками поликлиник;
- доведение детского пособия до величины прожиточного минимума, по крайней мере, в семьях с низкими и средними доходами;
- межведомственное взаимодействие органов социальной защиты, а также медицинских, педагогических, правовых, досуговых, общественных и других организаций в обеспечении дошкольного образования детей.
2. Разработать и принять федеральный закон «О дошкольном образовании».
3. Распространить действие национальных проектов «Образование» и «Здоровье нации» на систему дошкольного образования.
4. Организовать встречу Председателя Правительства России и руководителей соответствующих ведомств с представителями дошкольного образования.
Правительству Омской области и Законодательному Собранию Омской области:
1. Принять закон Омской области «О дошкольном образовании».
2. Разработать систему мер по привлечению и закреплению квалифицированных педагогических кадров в детских дошкольных учреждениях, в т.ч.:
- по установлению контроля за выполнением договорных обязательств по направлению и трудоустройству специалистов, оканчивающих вузы и ссузы, в дошкольные образовательные учреждения;
- по обеспечению сотрудников этих учреждений льготным питанием, по введению доплаты за работу с родителями и др.
3. Увеличить выделение финансовых средств местным бюджетам в целях обеспечения конституционного права каждого ребёнка на дошкольное образование.
4. Содействовать развитию сети негосударственных учреждений дошкольного образования детей.
Администрации города Омска и Омскому Городскому Совету:
1. Обеспечить полное финансирование целевых программ по поддержке образования, в т.ч. «Дети города Омска».
2. Принципиально изменить организацию поставки продуктов питания для дошкольных учреждений и отказаться от системы единого поставщика, приводящей к удорожанию продуктов, несвоевременности обеспечения, несоблюдению санитарных норм. Создать муниципальные комбинаты детского питания (по районам города).
3. Разработать систему планового контроля над деятельностью дошкольных учреждений; запретить внеплановые проверки и прекратить произвол со стороны органов государственного надзора в части неограниченного числа проверок.
4. Выполнить обещание мэра г. Омска, данное 10 октября 2005 г., о муниципальных доплатах к должностным окладам воспитателям и помощникам воспитателей детских садов в размере 30% и 20% соответственно.
Общественной палате России, общественным палатам в регионах:
1. Выступить инициатором объединения усилий государственных структур, образовательных учреждений и общественных организаций для восстановления полноценной системы дошкольного образования, доступной всем нуждающимся.
Общественным организациям:
1. Предложить депутатам и членам Совета Федерации, независимо от их партийной и фракционной принадлежности, отчитаться о работе в интересах дошкольного образования и о результатах голосований по ключевым законопроектам в этой области.
2. Инициировать дискуссию в СМИ по проблемам дошкольного образования с участием экспертов, представляющих различные точки зрения.
Средствам массовой информации:
1. Организовать в региональных изданиях дискуссию по проблемам дошкольного образования с участием экспертов, представляющих различные точки зрения.
Выступления О. Смолина: вступительное слово и заключение.