Рекомендации общественных слушаний «Образование глазами родителей»

. Москва. Государственная Дума ФС РФ

Участники общественных слушаний, представители педагогических, родительских, женских и других общественных организаций, движений, депутаты Государственной Думы ФС РФ, профсоюз работников народного образования и науки, рекомендуют:

Президенту Российской Федерации:

  • наложить мораторий на любые решения и действия правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, способные привести к ограничению конституционного права граждан на образование или росту неравенства возможностей в этой области;
  • внести в Государственную Думу РФ проект федерального закона об обязательном полном среднем образовании;
  • включить медицинских работников (врачей и медсестер), работающих в дошкольных учреждениях и школах, в число медработников первичного звена медико-социальной помощи населению и возложить на них функции организации и осуществления активной оздоровительно-профилактической работы с детьми и подростками в образовательных учреждениях;
  • поручить правительству РФ разработать нормативные правовые акты и обеспечить бюджетное финансирование мероприятий, направленных на первичную профилактику антисоциальных проявлений среди детей и молодежи (алкоголизм, наркомания, токсикомания, игромания).

Правительству Российской Федерации:

Отказаться от принятия или отменить концептуальные документы и законопроекты, предусматривающие или допускающие:

  • нарушение международных обязательств, взятых на себя Российской Федерацией в создании равного доступа к образованию, независимо от «национального или социального происхождения, экономического положения или рождения», всех детей, проживающих на территории РФ,
  • введение платы за обучение в школе под предлогом сокращения учебной нагрузки для учеников и учителей;
  • исключение из школьного стандарта минимального содержания образования;
  • переход к 12-летнему школьному образованию путём создания опасной для здоровья детей дошкольного возраста «предшкольной» ступени;
  • введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) в качестве единственной формы выпускных экзаменов в школе и вступительных – в вузах;
  • передачу на бюджеты регионов оставшихся в федеральном ведении профессиональных учебных заведений: ПТУ, ссузов, а в будущем и вузов;
  • «реструктуризацию» (сокращение или закрытие) сельских школ и библиотек;
  • ликвидацию специальных коррекционных школ для детей с отклонениями в развитии и дискриминацию в получении образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральному Собранию Российской Федерации:

Инициировать или поддержать законопроекты, направленные на:

  • расширение возможностей получения бесплатного (за счет бюджетов) образования, в том числе в будущем — переход от общедоступности и бесплатности к всеобщности и обязательности полного среднего или начального профессионального образования для всех желающих его получить;
  • обеспечение школ учебниками и методической литературой за счёт федерального и региональных бюджетов по принципу 50/50;
  • обеспечение каждому ребёнку реальной возможности осуществить его конституционные права на дошкольное образование – вместо предложенного предшкольного образования, которое фактически лишит ребёнка детства и нанесёт урон развитию личности;
  • увеличение детского пособия до размеров прожиточного минимума;
  • введение за счет федерального и региональных бюджетов образовательных технологий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся: увеличение числа уроков физкультуры, ритмики, танцев, искусства, бесплатные спортивные секции, здоровьесберегающая организация учебных занятий педагогов-новаторов, увеличение расходов по федеральной целевой программе «Здоровый ребенок»;
  • восстановление разрушенной сети детских дошкольных, молодёжных культурных, оздоровительных и спортивных учреждений, оздоровительных походов: туристических, познавательно — экологических, создание палаточных лагерей;
  • обеспечение горячим питанием за счёт федерального и региональных бюджетов всех детей в начальной школе, а малообеспеченных детей — в основной и старшей школе, в ПТУ и ссузах;
  • добровольность ЕГЭ как формы итоговой аттестации для выпускников школ и как инструмента конкурсного отбора для вузов;
  • сохранение в полном объеме действующей системы отсрочек от военной службы старшеклассникам, учащимся ПТУ, студентам вузов и техникумов, аспирантам;
  • увеличение ставок и окладов педагогическим работникам – до средней зарплаты в промышленности;
  • ликвидацию нарастающей дискриминации детей-инвалидов в получении среднего и профессионального образования, создание условий для получения специального образования для детей с отклонениями в развитии;
  • создание дополнительных гарантий реализации прав на образование для детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов, граждан с низкими доходами;
  • принятие закона о комиссиях по делам несовершеннолетних.

Разработать законопроекты, направленные на искоренение коррупции в образовании путем:

  • создания механизма участия родителей в управлении образовательными учреждениями и образовательным процессом;
  • обязательного публичного информирования родителей о количестве собранных внебюджетных средств и направлениях их использования;
  • регулярного отчёта руководителей образовательных учреждений для детей перед трудовыми коллективами и собраниями родителей, в том числе об использовании внебюджетных средств;
  • регулярные анонимные социологические опросы работников, студентов, старшеклассников и их родителей по проблемам совершенствования учебных заведений, включая вопросы коррупции.

Секретарю Совета безопасности РФ:

  • обратить особое внимание на современную ситуацию в системе образования, в которой наблюдаются негативные тенденции, представляющие серьезные угрозы для национальной безопасности страны;
  • включить в «Стратегию национальной безопасности РФ» раздел, посвящённый проблемам развития образования, как важного фактора обеспечения ее безопасности.

Родительским общественным движениям, союзам, советам и комитетам:

С целью реализации прав на участие в управлении образовательными учреждениями и образовательным процессом и недопущения нарушений конституционных прав детей:

  • включаться в общественное движение «Образование – для всех», создавая отделения в регионах, городах, посёлках, учебных заведениях;
  • добиваться исполнения п.7 ст. 15 Закона РФ «Об образовании», который устанавливает, что родителям должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса;
  • создавать при федеральных и региональных органах законодательной власти общественные родительские советы по защите прав детей в образовании;
  • не допускать экспериментальных действий в применении к детям без получения согласия родителей (включая экспериментальное применение образовательных, воспитательных или оздоровительных программ);
  • добиваться ликвидации нарастающей дискриминации в получении образования детей с проблемами развития и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей из малообеспеченных семей, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей);
  • добиваться включения представителей экспертных советов родителей в окружные, городские и федеральные экспертные советы по содержанию образования и учебной литературе;
  • добиваться включения своих представителей в общественную палату РФ.

Средствам массовой информации:

  • организовать серию передач, круглых столов, публикаций на тему «Образование глазами родителей»;
  • активнее включать в программы и публикации материалы научно-популярного характера, стимулирующие развитие познавательных интересов детей, подростков и молодежи;
  • организовать серии передач и публикаций, направленных на популяризацию русского языка как главного носителя великой многонациональной российской культуры и основного средства межнационального общения народов Российской Федерации;
  • исключить или перенести на ночное время боевики, программы откровенно эротического характера, а также другие передачи, способные оказывать негативное нравственное влияние на детей и подростков.

Участники общественных слушаний рекомендуют провести съезд образовательной общественности.