Уважаемые коллеги: родители и педагоги, работники науки и культуры, студенты и старшеклассники, представители власти и бизнеса!
В передовых странах мира образовательная политика все больше и больше становится ключевым направлением деятельности государства в целом. Формируя работника, гражданина и личность, она закладывает фундамент будущего общества: передового или отсталого, свободного или подавленного бюрократией, подлинно-человеческого или полузвериного.
В России уже 15 лет происходит острая борьба двух направлений в образовательной политике: с одной стороны, демократического (социального), главный принцип которого «Образование — для всех»; с другой — элитарного, исповедующего идеологию «Образование — для избранных».
Федеральная российская власть постоянно колеблется между двумя этими линиями. Мы готовы поддержать каждый из её шагов, делающих наше образование более свободным и более социальным, в том числе:
- предложение президента вернуть стране обязательное полное среднее образование;
- подготовленный в правительстве законопроект о бесплатном образовании и бесплатной довузовской подготовке для тех, кто отслужит в армии по контракту полный срок;
- предусмотренные бюджетом на 2006 год надбавки за классное руководство и учёные степени.
Однако мы крайне обеспокоены и намерены всеми законными средствами противодействовать любым шагам, действиям и намерениям власти, способным ограничить гражданам России доступ к качественному образованию.
Среди них:
- готовящаяся массовая приватизация образовательных учреждений путём перевода их в новые организационно-правовые формы (автономные учреждения – АУ и государственные автономные некоммерческие организации – ГАНО);
- исключение образования из числа бюджетных приоритетов государства. В 2006 году расходы федерального бюджета вырастут на 40%, а расходы на образование менее чем на 30%. Учитывая, что доля расходов на образование в России в 2 раза ниже, чем в развитых страна (3% против 6%), страна рискует потерять все шансы войти в информационное общество;
- недопустимо низкий уровень оплаты труда педагогов, рост которой в 2006 году предполагается замедлить в два раза;
- предложения распределять средства в образовании исключительно по подушевому принципу. Это приведёт к ещё большему неравенству возможностей и закрытию многих учебных заведений;
- отмена налоговых льгот для образовательных учреждений, автоматически вызывающая рост платы за обучение для внебюджетных студентов;
- сокращение приёма на бюджетной основе в государственные вузы — на 8% в текущем учебном году;
- принудительный перевод вузов на двухступенчатую систему академических степеней, угрожающий ликвидацией среднего профессионального образования, снижением качества образования высшего и ростом безработицы среди молодёжи (российские работодатели охотнее берут специалистов, чем бакалавров);
- отказ в 2006 году от повышения стипендий. В вузах оно не планируется, а в ссузах и ПТУ составит всего 70 рублей;
- попытка введения ЕГЭ в качестве единственной формы выпускных экзаменов в школе и вступительных – в вузах;
- продолжающееся падение интеллектуального и нравственного уровня народа вследствие массированной обработки электронными СМИ.
Нами подготовлен альтернативный программный документ – декларация «Образование – для всех». В нём изложены предложения по модернизации образовательной системы в целом и каждого уровня образования на основе лучших отечественных традиций и новейших социальных и образовательных технологий.
Мы предлагаем:
- в первой половине 2006 года провести Конгресс Российского Образовательного Сообщества ;
- обсудить на конгрессе официальную и альтернативную концепции модернизации образования и принять решения, способные поддержать позитивные и остановить разрушительные планы в образовательной политике.
Мы приглашаем к сотрудничеству педагогов и учёных, работников культуры и медицины, родителей, студентов и старшеклассников, представителей социально-ответственного бизнеса, власти и оппозиции, — всех, кто понимает: без научного и образовательного прорыва Россия рискует отстать навсегда, а это значит, что мы можем исчезнуть и как государство, и как народ.
Опыт 15 лет «реформ» показал: силами одной только экономической и политической элиты обеспечить движение страны к «обществу знаний» невозможно, а потому наш лозунг: качественное образование – для всех!
Почти 10 лет ищет Россия «национальную идею», однако она у нас перед глазами. «Национальной идеей» должны стать наши дети и молодежь, их образование и развитие, способные обеспечить стремительный рост человеческого потенциала и уверенное движение нашей Родины к «обществу знаний». Только образовательное сообщество способно объяснить власти эту простую истину или заставить власть её осознать.
Шагом в этом направлении должен стать Конгресс Российского Образовательного Сообщества, в подготовке и проведении которого мы призываем Вас принять самое активное участие.
Если Вы разделяете эту позицию, будем отстаивать её вместе!
Депутат Государственной Думы, доктор физико-математических наук, профессор, академик Российской академии наук Ж.И. Алферов
Депутат Государственной Думы, член совета фракции КПРФ, доктор педагогических наук, профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова И.И. Мельников
Председатель Российской ассоциации профсоюзных организаций студентов вузов О.И. Денисов
Первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке ФС ГД РФ О.Н. Смолин
Народный артист РСФСР, России, Министр культуры СССР с 1989-1992г.г., художественный руководитель театра «Содружество актеров Таганки» Н.Н. Губенко
Председатель Московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ С.П. Кузин
Ректор Российского нового университета В.А. Зернов
Президент ассоциации негосударственных ссузов, ректор финансово-юридической академии А.Г. Забелин
Председатель совета директоров средних школ Я.С. Турбовской
Учитель года 2004 Омской области, Лауреат всероссийского конкурса «Учитель года России» А.В. Рахно
Президент Российского фонда «Образование» С.К. Комков
Депутат Государственной Думы, председатель фракции «Родина» С.Ю. Глазьев