. Москва
Два с половиной года действует в стране Федеральный закон «Об образовании в РФ». И уже причинил немало бед. Принимая его, Госдума VI созыва голосами «Единой России» отклонила наш, альтернативный проект закона «О народном образовании», в котором были собраны требования образовательного сообщества: профсоюзных, родительских, студенческих, ветеранских организаций; ректоров, профессоров и так называемых рядовых граждан. По нашим расчетам, в официальном законе на каждый относительный шаг вперед приходится, по меньшей мере, три шага назад. Стремясь исправить его пороки, мы внесли в Думу 23 законопроекта, из которых три приняты, 12 отклонены, а восемь не рассмотрены.
Убежден: не отказываясь от частных законопроектов, пора вновь противопоставить правительственному новый курс образовательной политики, выраженный в законодательной форме. Исходя из этого, 27 января 2016 года в Государственной Думе мной был представлен новый базовый законопроект «Об образовании – для всех», подготовленный совместно с фракцией КПРФ.
Предлагаем вашему вниманию краткую сравнительную характеристику содержания нашего законопроекта и действующего Закона об образовании и просим выразить свою позицию, проголосовав на нашем сайте в разделе «Опрос».
Концепция проекта федерального закона «Об образовании – для всех» в сравнении с действующим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
Линии сравнения |
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (закон) |
Проект федерального закона «Об образовании – для всех» (законопроект) |
Примечания |
1. Концептуальные (идеологические) установки, фактически положенные в основу закона (законопроекта) и государственной образовательной политики |
|||
1.1. Место образования в обществе. |
Образование принадлежит к сфере услуг. |
Образование не является частью сферы обслуживания, но относится к сфере производства, причем самой важной – обеспечивает социальное и духовно-нравственное воспроизводство самого человека. |
|
1.2. Характер педагогической деятельности. |
Педагогическая деятельность – разновидность оказания услуг. |
Педагогическая деятельность – разновидность социального служения, миссия. |
В законопроекте ОДВ-КПРФ услугой признается исключительно деятельность за пределами реализации образовательных программ (консультационные услуги, репетиторство и т.п.). |
1.3. Механизмы регулирования. |
Сочетание государственного и рыночного регулирования при расширении последнего (коммерциализация образования). |
Образование (по крайней мере, дошкольное и школьное) – преимущественно внерыночная сфера. Рыночные механизмы могут использоваться лишь как дополнительные. |
|
1.4. Эффективность затрат на образование. |
Затраты на образование – социальная нагрузка на экономику и бюджет, «бремя государства». Экономические гарантии развития образования практически отсутствуют. |
Затраты на образование – не «бремя государства», но долгосрочные инвестиции в будущее, чрезвычайно выгодные для общества. |
|
1.5. Основная цель образования. |
Формирование «квалифицированного потребителя» и исполнителя (педагогика потребительства). |
Многостороннее развитие способностей личности (творческая педагогика). |
О необходимости пересмотра целей образования и переориентации на «квалифицированного потребителя» говорил экс-министр образования и науки А.Фурсенко на Селигере в 2008 году. Современная образовательная политика предполагает воспитание творцов и новаторов по преимуществу из так называемых одаренных детей и талантливой молодежи. Законопроект ставит целью развитие творческих способностей каждого человека. |
1.6. Образовательные отношения. |
Отношения учителя и ученика в широком смысле должны иметь преимущественно функциональный характер (формализованная педагогика). |
Отношения учителя и ученика (в широком смысле) должны иметь преимущественно личностный характер. Образование в собственном смысле есть только там, где личность воздействует на личность (педагогика сотрудничества). |
|
1.7. Ориентация содержания образования. |
Ориентация преимущественно на прагматические задачи образования, включая функциональную грамотность (образование ради успеха и личной выгоды). |
Ориентация на фундаментальное образование (образование ради культуры). |
|
1.8. Образование и свобода совести. |
Формальное провозглашение светского характера образования при фактических шагах к клерикализации школы. |
Светский характер образования в государственных учебных заведениях.
|
|
1.9. Социальная направленность образования. |
Ориентация преимущественно на элитарное образование: массовое примитивизированное образование – для большинства; высококачественное образование – для избранных (в основном для богатых и управляющих). |
Ориентация преимущественно на эгалитарное образование: обеспечение максимально равных образовательных возможностей, высококачественное образование – для всех. |
|
2. Экономика образования |
|||
1. Концептуальные (идеологические) установки, фактически положенные в основу закона (законопроекта) и государственной образовательной политики |
|||
2.1. Доля расходов консолидированного бюджета РФ на образование. |
Нормы отсутствуют. |
Не менее 7% от объема ВВП в РФ. |
В настоящее время, по данным Росстата, доля расходов консолидированного бюджета России на образование составляет около 4 процентов. |
2.2. Доля расходов федерального бюджета на высшее образование. |
Нормы отсутствуют. |
Не менее 7% от расходной части федерального бюджета. |
В Законе РФ «Об образовании» в редакции 1996 г. расходы на высшее образование должны были составлять не менее 3%, однако в условиях передачи большей части социальных расходов в бюджеты субъектов РФ, расходная часть федерального бюджета сократилась. Этот показатель необходимо повысить. |
2.3. Финансовые гарантии бесплатного высшего образования. |
За счет средств федерального бюджета гарантируется финансирование высшего образования не менее 800 граждан из каждых 10 тыс. в возрасте от 17 до 30 лет. |
За счет средств Федерального бюджета гарантируется финансирование высшего образования не менее 220 студентов на 10 тыс. населения. |
В 1980 г. в расчёте на 10 тыс. населения в СССР было 220 бюджетных студентов. В настоящее время этот показатель составляет 138,5 и к 2020 году может снизиться до 125 в связи со снижением численности населения в возрасте от 17 до 30 лет. |
2.4. Принципы финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений. |
Подушевое финансирование с оговорками в отношении малокомплектных и (или) сельских школ. |
Нормативное финансирование, при котором не менее 30% финансовых средств учреждение получает по смете, независимо от количества учащихся, а остальные средства – по подушевому принципу. |
Опыт развитых стран показывает, что подушевой принцип финансирования образовательных учреждений используется практически везде, но нигде – в качестве единственного. В противном случае неравенство возможностей в сфере образования резко усиливается. |
2.5. Налогообложение образовательных организаций. |
Нормы отсутствуют. |
В части доходов, направляемых в образовательный процесс (включая зарплату) в данном учреждении (в т.ч. негосударственном), учреждение освобождается от всех налогов и платежей. |
Законопроект ОДВ – КПРФ в этой части соответствует нормам российских законов «Об образовании» 1992 и 1996 гг. и практике большинства индустриально развитых стран. Напротив, налогообложение образовательных учреждений приводит к повышению платы за обучение и нарушает принцип равенства условий деятельности государственных и негосударственных учреждений. |
2.6. Образовательное кредитование. |
Предусматривается в самом общем виде для студентов ссузов и вузов (включая основной и сопутствующий образовательные кредиты); условия, размеры и порядок государственной поддержки образовательного кредитования устанавливается исключительно Правительством РФ. |
Предусматривается возможность получения всеми нуждающимися образовательного и социального образовательного кредитов; ставка по кредитам устанавливается на уровне половины ставки рефинансирования ЦБ РФ. Срок погашения кредита – не менее 20 лет; кредит погашается при наличии у выпускника зарплаты не менее пяти прожиточных минимумов в субъекте РФ, где проживает выпускник. В случае отъезда гражданина на постоянное место жительства за рубеж кредит возвращается полностью до отъезда. |
С учётом отечественных особенностей соответствует практике государств с либеральной моделью экономики и низкой долей бюджетных студентов (Великобритания, США). |
3. Система образования |
|||
3.1. Структура системы образования. |
Включает: образовательные стандарты, образовательные программы, организации, осуществляющие образовательную деятельность, органы управления образованием, объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения. |
Дополнительно включены профессиональные союзы. |
Действующий закон не включает в структуру системы образования профессиональные союзы, в том числе объединения педагогических работников. |
3.2. Информационно-образовательная политика. |
Нормы отсутствуют. |
Государство создает общедоступные теле- радиоканалы (программы), специально предназначенные для реализации образовательных программ и повышения образовательного уровня населения. Государство поддерживает негосударственные теле- радиоканалы, реализующие образовательные программы для населения, в том числе выделяя гранты и предоставляя налоговые льготы. |
Одна из главных причин падения образовательного уровня населения РФ, признанного Президентом страны и зафиксированного сравнительными международными исследованиями, – явный недостаток образовательных программ на федеральных теле-радио каналах, их примитивно развлекательная ориентация. Воссоздание специальных образовательных каналов и стимулирование производства образовательных программ на иных каналах представляется абсолютно необходимым условием повышения престижа образования и уровня культуры в обществе. |
3.3. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. |
Образовательные организации вправе использовать дистанционные образовательные технологии и (или) электронное обучение при реализации программ различных уровней и направленности при всех формах обучения и их сочетании, за исключением случаев, установленных законом. |
Нормы в основном совпадают. Кроме того Федеральная программа развития образования в обязательном порядке должна включать подпрограмму развития электронного обучения. |
В высокоразвитых странах использование современных образовательных технологий, включая электронное обучение, рассматривается как основное направление повышения конкурентоспособности образования и образовательного уровня населения в целом. По признанию Д. Медведева, Российская Федерация в этом отношении существенно отстает, причем отставание увеличивается. |
3.4. Материально-техническое обеспечение электронного обучения и дистанционного образования. |
Нормы отсутствуют. |
Учащиеся, осваивающие образовательные программы посредством электронного обучения, в т.ч. дистанционных образовательных технологий, за счет средств бюджетов РФ, должны быть обеспечены компьютерной и иной электронной техникой, программным обеспечением, доступом к телекоммуникационным сетям, электронным образовательным ресурсам за счет средств этих бюджетов. |
|
3.5. Особенности лицензирования при реализация образовательных программ посредством электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. |
Лицензионные требования должны учитывать реализацию образовательных программ посредством электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. |
Нормы совпадают. |
|
3.6. Электронные университеты. |
Нормы отсутствуют. |
Наряду с категориями «Федеральный университет» и «Национальный исследовательский университет» вводится категория «электронный университет». |
|
3.7. Права иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность. |
Могут реализовывать только дополнительные образовательные программы, программы профессионального обучения и программы дошкольного образования. |
Могут реализовывать любые образовательные программы при наличии лицензии. |
Действующий закон необоснованно ограничивает права других организаций иметь подразделения, реализующие образовательные программы профессионального или высшего образования. |
3.8. Право на индивидуальную педагогическую деятельность. |
Индивидуальная педагогическая деятельность характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая индивидуальным предпринимателем непосредственно. Может осуществляться только при реализации общеобразовательных программ и программ профессионального обучения. |
Может осуществляться при реализации любых программ, которые могут осваиваться в форме самообразования и семейного образования. |
Действующий закон ограничивает возможность получения профессионального и высшего образования в форме самообразования, поскольку эта форма часто предполагает индивидуальную педагогическую деятельность. |
4. Статус и социальные гарантии учащихся (родителей, законных представителей) |
|||
4.1. Финансовое обеспечение семейного образования. |
Нормы отсутствуют. |
Родителям, обеспечивающим получение детьми общего образования в семье, выплачивается компенсация в размере соответствующих нормативов финансирования государственных (муниципальных) образовательных учреждений за исключением расходов на прохождение промежуточных и итоговых государственных аттестаций. |
Соответствует требованиям многочисленных родительских объединений. |
4.2. Права учащихся, осваивающих программы общего образования в форме семейного образования (самообразования). |
Предоставляются академические права учащихся школ только на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации. Социальные права учащихся школ им не предоставляются. |
Относятся к категории учащихся школ, поэтому им предоставляются все академические и социальные права учащихся. |
|
4.3. Финансирование питания школьников в государственных (муниципальных) учебных заведениях. |
Конкретные нормы отсутствуют. Определяется решениями органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. |
Организация питания софинансируется из федерального и региональных бюджетов по принципу 50:50, при этом финансирование из федерального бюджета составляет не менее 1% от прожиточного минимума по РФ в целом в день в расчёте на одного учащегося. |
По данным Минобрнауки, в настоящее время около 30% «школьных» болезней связаны с некачественным или недостаточным питанием. Около 90 тыс. юношей ежегодно не призываются в армию из-за дефицита массы тела. |
4.4. Финансирование питания в государственных (муниципальных) средних профессиональных учебных заведениях. |
Нормы отсутствуют за исключением финансирования питания обучающихся, находящихся на полном государственном обеспечении. |
Питание финансируется учредителем из расчёта 2% от прожиточного минимума в соответствующем регионе. |
Норма законопроекта направлена на сохранение здоровья, социальную поддержку и помогает обеспечить армию здоровыми призывниками. |
4.5. Финансирование питания в государственных (муниципальных) высших учебных заведениях. |
Нормы отсутствуют. |
Питание финансируется учредителем из расчёта 2% от прожиточного минимума в соответствующем регионе. |
Норма законопроекта направлена на сохранение здоровья студентов и их социальную поддержку. |
4.6. Право на социальную стипендию студентов государственных (муниципальных) ссузов и вузов. |
Стипендия выплачивается студентам, являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий либо имеющим право на получение государственной социальной помощи, а также студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «б» — «г» пункта 1 , подпунктом «а» пункта 2 и подпунктами «а» — «в» пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». |
Помимо перечисленных в левом столбце категорий студентов стипендия выплачивается: 1) учащимся из малообеспеченных семей, среднегодовой размер дохода в которых составляет не более двух прожиточных минимумов в соответствующем субъекте Российской Федерации; 2) иным учащимся, нуждающимся в социальной поддержке, по решению коллегиального органа управления образовательной организации. |
|
4.7. Размер социальной стипендии студентов ссузов. |
Выплачивается в размерах, определяемых образовательной организацией, не может быть меньше норматива, установленного Правительством (в настоящее время это 730 рублей в месяц). |
Соответствует прожиточному минимуму трудоспособного населения (на 1 января 2016 года 10436 рублей). |
Законопроект имеет целью уменьшение неравенства образовательных возможностей, которое в России превысило допустимые пределы, а также повышение качества образования, поскольку студенты с низкими доходами при современном уровне стипендии не имеют возможности нормально учиться. |
4.8. Размер социальной стипендии студентов вузов. |
Выплачивается в размерах, определяемых образовательной организацией, не может быть меньше норматива, установленного Правительством (в настоящее время это 2010 рублей). |
Соответствует прожиточному минимуму трудоспособного населения (на 1 января 2016 года 10436 рублей). |
В настоящее время составляет 19 процентов от размера прожиточного минимума трудоспособного населения. |
4.9. Расчётная академическая стипендия студентов вузов в государственных (муниципальных) учебных заведениях. |
Выплачивается в размерах, определяемых образовательной организацией, не может быть меньше норматива, устанавливаемого Правительством (в настоящее время это 1340 рублей в месяц). |
Устанавливается на уровне 80% от прожиточного минимума трудоспособного населения (на 1 января 2016 года около 8350 рублей). |
В настоящее время составляет около 13 процентов от размера прожиточного минимума трудоспособного населения. |
4.10. Академическая стипендия студентов ссузов в государственных (муниципальных) учебных заведениях. |
Определяется образовательной организацией и не может быть меньше норматива, устанавливаемого Правительством (в настоящее время 487 рублей в месяц). |
Устанавливается на уровне 60% от прожиточного минимума трудоспособного населения (на 1 января 2016 года 6262 рубля). |
Стипендия в законопроекте соответствует уровню советского периода. В настоящее время составляет менее 5% от прожиточного минимума трудоспособного населения. |
4.11. Стипендии аспирантов, адъюнктов, ординаторов и стажеров. |
Определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, не может быть ниже норматива, устанавливаемого Правительством (в настоящее время этот норматив составляет для аспирантов 2637 рублей в месяц, по ряду направлений подготовки, перечень которых устанавливается Минобранауки, — 6330 рублей в месяц, для ординаторов 6717 рублей, для ассистентов-стажеров – 2637 рублей). |
Устанавливаются на уровне двух размеров прожиточного минимума трудоспособного населения (на 1 января 2016 года 20872 рубля). |
В основном соответствуют советскому периоду. |
4.12. Плата за общежитие. |
Может ограничиваться учредителем. |
Не может превышать пяти процентов минимального размера академической стипендии. |
В настоящее время ограничивается учредителем на уровне платы за социальный наём жилья с использованием коэффициентов 1 для общежитий квартирного типа, 0,75 – для общежитий гостиничного типа и 0,5 – для общежитий коридорного типа. |
5. Статус и социальные гарантии педагогических работников |
|||
5.1. Уровень зарплаты воспитателей детских садов. |
Нормы фактически отсутствуют. |
Средняя ставка педагогических работников учреждений дошкольного образования не может быть ниже средней заработной платы по данному региону и по Российской Федерации в целом. |
|
5.2. Уровень зарплаты школьных учителей. |
Средняя заработная плата учителей устанавливается не ниже средней заработной платы по субъекту Российской Федерации. |
Средняя ставка учителей не может быть ниже средней заработной платы по данному региону и по Российской Федерации в целом. |
В настоящее время соответствие средней заработной платы учителя норме закона реализуется путем увеличения нагрузки (в среднем до 28 аудиторных часов в неделю при норме 18). |
5.3. Зарплата преподавателей профессиональных образовательных организаций, в том числе мастеров производственного обучения. |
Нормы отсутствуют. |
Средние ставки педагогических работников профессиональных образовательных организаций устанавливаются не ниже 150% от средней зарплаты по данному региону и по Российской Федерации в целом. |
Более высокая оплата труда по сравнению со средней зарплатой учителя школы связана с необходимостью более высокой квалификации труда работников. |
5.4. Зарплата профессорско-преподавательского состава вузов. |
Нормы отсутствуют. |
Средние ставки педагогических работников вузов — не ниже 200% от средней заработной платы по данному региону и по Российской Федерации в целом. |
Норма в основном соответствует законам РФ «Об образовании» в редакциях 1992 и 1996 гг. и связана с особенно высокими требованиями к квалификации труда. |
5.5. Размер минимальной ставки преподавателей вузов. |
Нормы отсутствуют. |
Минимальная ставка педагогических работников вузов не может быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда. |
|
5.6. Надбавки за ученую степень. |
Нормы отсутствуют. |
Устанавливаются для: докторов наук – 15000 рублей; кандидатов наук – 8000 рублей, вне зависимости от типа образовательной организации, в которой они работают. |
|
5.7. Надбавки за ученое звание работников вузов. |