Начальники, но молчальники

21 октября Государственная дума в первом чтении приняла новый законопроект о Конституционном Суде Российской Федерации.

Закон содержит лишь одну положительную норму: правом обращаться в Конституционный суд теперь будут наделены и органы местного самоуправления. Раньше они не имели таких полномочий.

Все остальные положения законопроекта несут явные минусы.

Во-первых, количество судей сокращается с 19 до 11, что означает замедление темпов работы Конституционного суда. Некоторые решения и без того готовились годами.

Во-вторых, президент получает право не только представлять судей Совету Федерации, но и отзывать их с помощью той же самой палаты. При этом он же получает право назначать председателя Конституционного суда даже не из числа конституционных судей.

Когда-то председателя выбирали сами судьи.

В-третьих, отныне судьям запрещается озвучивать публично особое мнение, если такое имелось. Мотивируется это тем, что решения Конституционного суда окончательные и обжалованию не подлежат.

Но с этим утверждением можно поспорить, поскольку изменив слегка вопрос, при новом составе судей становится возможным придать старому решению новый смысл.

Также мотивируют эти изменения европейским опытом, такие примеры есть в Италии, Франции и Ирландии. Но получается, что мы заимствует на Западе всегда не самое лучшее.

В итоге, это решение направлено не просто на ограничение свободы судей, оно направлено на ограничение всего общества. Граждане не смогут узнать об альтернативных мнениях, не смогут организовать дискуссию по тем вопросам, которые обсуждают в Конституционном суде.

В награду за высокий статус у судей отняли свободу слова. Думаю, что все это укладывается в общую тенденцию ограничения политических и иных свобод в стране. Очень хочется ошибиться, но такие истории обычно заканчиваются большими социальными потрясениями, когда «пар не выходит в свисток» он имеет все шансы взорвать котел, в котором он скопился.