История законопроекта о похоронах местного самоуправления

Вслед за обновлением закона о системе региональной власти председатели комитетов Госдумы и Совета федерации по госстроительству Павел Крашенинников и Андрей Клишас внесли в Думу новую версию закона о местном самоуправлении (МСУ). Они предлагают наделить губернаторов правом единолично отбирать кандидатов в мэры и так же самостоятельно отрешать их от должности. Кроме того, проект предполагает упразднение сельских и городских поселений и переход к одноуровневой системе МСУ.

Самые заметные новеллы законопроекта о МСУ связаны с должностью главы муниципального образования, отмечает «Коммерсант».

Сейчас закон предусматривает три способа избрания мэра: прямые выборы, выборы депутатами муниципального парламента из своего состава и выборы депутатами из числа кандидатов, отобранных в ходе конкурса. Конкурсная комиссия при этом формируется пополам из представителей губернатора и парламента. Какой именно вариант применять, определяет региональное заксобрание. Прямых выборов в крупных городах почти не осталось, они проходят лишь в семи административных центрах, а наиболее распространенным вариантом является конкурсная процедура.

Авторы законопроекта предлагают отказаться от конкурса и наделить правом отбирать кандидатов в мэры непосредственно губернатора. Правда, по каким критериям он будет это делать, в проекте не уточняется (порядок должен быть прописан в региональном законе), оговаривается только, что кандидатов должно быть не меньше двух. Согласно пояснительной записке, такой способ избрания «обеспечит предусмотренную Конституцией возможность участия органов государственной власти в формировании органов МСУ».

Другая знаковая новация связана с правом губернатора отправить мэра в отставку. Оно повторяет норму нового закона о региональной власти, который дает президенту возможность объявлять главе региона выговор за «ненадлежащее исполнение обязанностей» и увольнять его через месяц, если недостатки не устранены. Такая же опция может появиться и у губернаторов по отношению к градоначальникам. Согласно пояснительной записке, это «усилит их ответственность». Глава субъекта и сейчас вправе поставить вопрос об отставке мэра, но список причин для этого ограничен, а решение должны принимать депутаты. На практике же мэров обычно вынуждают уходить «по собственному».

Еще одним важным изменением является упразднение муниципальных образований нижнего уровня — сельских и городских поселений. Крашенинников и Клишас предлагают перейти на одноуровневую систему МСУ, где останутся лишь городские и муниципальные округа (в городах федерального значения предусмотрены еще и внутригородские районы). При этом поселения лишатся собственных органов управления — глав и депутатов, а завершиться этот процесс должен к 1 января 2028 года.

Олег Смолин:

«Первое. Я думаю, что этот законопроект прямо противоречит статье 12-й Конституции РФ, которая утверждает, что местное самоуправление у нас самостоятельно, и что органы МСУ не входят в систему государственной власти. Если они не входят в систему государственной власти, то каким образом, соответственно, губернаторы могут фактически назначать и отстранять глав местного самоуправления?

Второе. Я думаю, что нам представлен фактически законопроект о похоронах местного самоуправления, потому что последние его еще какие-то оставшиеся признаки он уничтожает.

В-третьих, я полагаю, что независимо от желания авторов этот законопроект переносит ответственность на губернаторов регионов, и в случае недовольства совершенно очевидно, что оно будет консолидировано именно на губернаторах регионов. В этом смысле он потенциально может увеличить социальную напряженность.

Ну и в-четвертых, я придерживаюсь позиции, в частности, фракции КПРФ, которая всегда выступала за прямые выборы глав местного самоуправления, включая мэров городов.»

Источник