В знак особого уважения к российской науке ЮНЕСКО объявила 2013 год Годом академика Владимира Ивановича Вернадского. Наверное, мало кто знает, что учёный избирался, начиная с 1906 года, во все четыре состава Государственной Думы. Об этом и многом другом напомнил в своём выступлении на пленарном заседании нынешней Думы депутат Валерий Черешнев.
Из стенограммы заседания Государственной Думы 11 июня 2013 года:
Черешнев В.А., председатель Комитета Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям, фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
Глубокоуважаемый Сергей Евгеньевич, глубокоуважаемые коллеги! Ну, прежде всего, хочу сказать ещё раз огромное спасибо за высокую правительственную награду. Воспринимаю её как аванс. И, конечно, с большой гордостью и с большой радостью хочу сказать: служу России! (Аплодисменты.)
Всё это происходит, тем более знаменательно, что в канун Дня России. И по сложившейся в последние 10 лет традиции завтра в Кремле мы вновь станем свидетелями вручения государственных премий президентом страны выдающимся российским учёным и деятелям культуры.
И этот праздник принимает ещё и международное значение, хотя он сам по себе, конечно, имеет международное значение в связи с тем, что ЮНЕСКО в знак особого уважения к российской науке объявила 2013 год Годом академика Владимира Ивановича Вернадского. И сегодня весь мир отмечает 150-летие со дня его рождения, которое мы отметили 12 марта, но это будет продолжаться в течение всего года.
Вернадского называют сегодня Леонардо да Винчи XX века. Выдающийся, гениальный учёный. Почему? Потому что все 82 года своей прожитой жизни, а он умер 6 января 1945 года в Москве, не дожив пять месяцев до Дня Победы, который он спрогнозировал в конце июня 1941 года, но не сложилось.
И я хочу отметить три ипостаси Вернадского, которые сегодня созвучны нашему времени, и которые привлекают внимание исследователей. Первое. Это выдающийся учёный в сфере геологии, геохимии, он основатель геохимии, радиогеологии, в свете минералогии, философии и истории, и считается учёным-энциклопедистом XX века.
Второе. Он великолепный организатор. Он создал не один-два, а десятки научных, производственных и школьных учреждений. Что это? Первое. Он создал КЕПС — Комиссию по изучению естественных производительных сил России. Это было в 1915 году. И сделал он это сам при Российской академии наук. Причём, из этой КЕПС выделились потом 20 институтов Академии наук. Один из этих институтов — Институт радия — в 1910 году он возглавил сам и был директором около 30 лет. Он создал Крымский университет в Симферополе и был первым ректором этого университета. Он организовал Украинскую академию наук и был первым президентом Украинской академии наук. Он создал учение о ноосфере, разумной сфере. И эта концепция сегодня получает наибольшее звучание в научном мире.
И третье. Он, конечно, был выдающимся общественным и государственным деятелем. Он избирался, начиная с 1906 года, во все четыре состава Государственной Думы, в её верхнюю палату, тогда это называлось Госсоветом, от Тамбовской области. И до 1919 года был членом ЦК Партии кадетов, конституционных демократов. И во Временном правительстве исполнял должность заместителя министра народного просвещения и очень много сделал для просвещения и науки в нашей стране. И сегодня привлекает то, что в его учении обозначается «этосом Вернадского», то есть доминантный взгляд на развитие мира.
Я хочу подчеркнуть, именно мира, потому что сейчас, вопреки многим концепциям на Западе, именно Вернадский считается основателем концепции глобализации, как единственного метода и теории планетарного изучения мира. Он первый ввёл это понятие — планетное значение науки. Он писал, что человек в наше время наконец-то осознал себя планетарным явлением, что он живёт не один, а на планете Земля, и поэтому нужно воспринимать всё в совершенно новом аспекте. Каждый гражданин должен воспринимать себя не через призму индивидуальности, семьи и рода только, не через город и союз городов, а мыслить себя планетарным явлением.
Причём Вернадский неоднократно отмечал, что наука, мысль, научное познание — это самодостаточные, очень хрупкие и изящные явления, и вмешиваться в них никак нельзя, и никакого, как он писал, партийного руководства. Почему? Потому что всё это, повторяю, самодостаточное и имеет отношение к каждому гражданину, к каждому человеку.
И говоря о высшей школе и о науке, он отмечал, что наука пронизывает всё триединство — исследования, образование и просвещение. И более того, вот его новаторская мысль, о которой мы сегодня дискутируем и спорим, он говорит, что высшая школа не может считаться высшей школой, пока она не выйдет из рамок школы и не станет центром научных исследований, не станет центром, генерирующим свободные народные научные мысли. И он говорил, что структура научного подразделения, структура высшей школы, структура самой Академии наук — это причина познавательного процесса, а никаких политических доктрин и влияний. И это зависит не от политики, а, прежде всего, зависит от той культурной атмосферы научной среды, которая должна быть на высшем уровне. А среда эта тонкая, изящная, вмешиваться в неё, перестраивать, изменять — очень и очень опасно, получим совершенно противоположный эффект, это всегда было, и при Вернадском.
Это сегодня особенно ясно, когда главным получателем фундаментальных знаний становится Российская академия наук.
Поэтому так пристально и смотрели две недели назад за выборами в Академию наук. Вы знаете, избран новый президент Владимир Евгеньевич Фортов и обозначена новая стратегия развития фундаментальной науки в стране: от эпохи выживания — к эпохе развития. И Академия ставит перед собой задачу вновь стать главным прогностическим органом страны, вновь добывать интенсивно фундаментальные знания, чтобы можно было их трансформировать в наукоёмкие технологии.
Вот сейчас у нас идёт заседание Думы и в 10 часов началось параллельно с нами первое заседание нового президиума Российской академии наук. И они все знают, как ждут многого от этого состава, который на 50 процентов обновлён. Они все знают, что на общем собрании выборном звучали голоса, особенно молодых учёных: создайте оптимальные условия для научной работы и молодым, и зрелым исследователям.
Создайте нам возможность, говорили молодые, работать по системе 7-24, это международная система и она широко популярна у молодых учёных. Что это такое? Это работать семь дней по 24 часа в сутки. Вот такой подход сегодня у молодых учёных Академии наук.
И мы понимаем, конечно же, что нужна новая инновационная парадигма. Нужна новая стратегия инновационного развития страны. Почему? Потому что должен быть вовлечён бизнес, без этого будет пробуксовка. В разных странах системы созданы, в разных странах они работают по-разному. Если мы привлечём бизнес, тогда будет востребована наука.
И на общем собрании говорилось не только о перспективах, о том, что надо, что будет. Говорилось и о проблемах, поскольку фундаментальная наука сегодня заточена только в Академии наук, и она передаёт фундаментальные знания: прикладной, оборонной, вузовской и корпоративной науке, но этого тоже мало.
И я говорю о том, что вот мы будем принимать на следующей неделе с вами изменения в Закон 121975-6 «О добавлениях в Закон «Об образовании», в связи с принятием этого нового закона и изменением ряда статей Закона «О науке и государственной научно-технической политике». И хочу обратить ваше внимание на три момента. Это оплата научных сотрудников.
Академия наук и профсоюзы просят оставить надбавки за научную степень кандидата и доктора наук отдельно. Чтобы молодые учёные чётко знали, какова материальная компенсация защиты кандидатской и докторской диссертации.
Второе. Изменение системы аттестации.
Конечно, мы можем обойтись косметическими воздействиями и ВАК не реформировать, но так и останется «воз и ныне там». Главное решить вопрос принципиально. Вывести его из состава Министерства образования и науки. Сделать свободным на уровне агентства, министерства, как это было в 70-80 годы. И во главе, конечно, выдающийся учёный, авторитет, который и позволяет объективно оценивать любую аттестацию.
Уважаемые коллеги, конечно, мы можем много говорить о проблемах науки. И поправки, которые мы внесли, их более двадцати, рассматриваются, что-то принимается, что-то отказывается. Но я хочу сказать, что наука и образование, как говорил Вернадский, едины, они оба служат общественному и государственному процессу. И Вернадский не случайно говорил: «Несмотря ни на какие усилия, пока профессора занимаются наукой, Министерство образования не сделает из них подчинённых слуг».
И удивляешься гениальности наших учёных. Лев Николаевич Толстой писал, что у выдающихся людей должна быть только одна дата — дата рождения. Потому что они уходят от нас не в прошлое, а в будущее. И уходят… (Микрофон отключён.)