Стенограмма обсуждения проекта федерального закона » Об исполнении федерального бюджета за 2016 год»

 

 

   Силуанов А. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации Министр финансов Российской Федерации.

   Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты, на утверждение парламента Правительством Российской Федерации представлен проект федерального закона «Об исполнении бюджета за 2016 год». В чем особенность прошлого года? В том, что 2016 год стал переходным от стадии снижения темпов роста экономики к стадии ее восстановления. Мы видим, что в прошлом году темп роста экономики составил 0,2 процента. Снижалась инфляция. 5,4 процента — исторический ‘ минимум. Росли инвестиции. И все эти факты — это данные той правильно выбранной бюджетной политики, которую мы с вами проводим.

   Конечно, в непростых условиях, бюджет ещё в прошлом году исполнен был с большим дефицитом, он составил 3,4 процента валового внутреннего продукта. Это самый высокий дефицит, начиная с 2010 года. И основным источником его покрытия был Резервный фонд, то есть те резервы, которые мы раньше накопили, при хорошей внешнеэкономической конъюнктуре. 2,1 триллиона рублей было потрачено для финансирования дефицита бюджета. Много это или мало? Это, примерно, столько же, сколько осталось у нас сейчас в наших резервах, не вложенных в какие-то финансовые или другие активы. И, безусловно, нам сейчас нужно переходить к той практике, политике, когда мы минимизируем траты наших резервов, и как раз бюджет на следующую трехлетку составлен таким образом, что, начиная с 2019 года, мы уже будем иметь самодостаточный бюджет, который не предусматривает использования тех резервов или Фонда национального благосостояния, который был создан.

   Рост дефицита в прошлом году, конечно, был обусловлен ростом расходов и снижением доходов. Доходы в прошлом году составили, и нефтегазовые доходы снизились до 5,6 процента ВВП. Это самый низкий показатель за последние 10 лет, потому что цены на нефть сократились, и, соответственно, доходы от нефти и газа также уменьшились.

   Чем это было компенсировано? Мы в прошлом году провели одну из самых крупных, крупнейших в истории приватизационных сделок, был продан пакет «Роснефти» и «Башнефти», это средства мы направили на… не только на реализацию программ, мероприятий, которые учтены были в бюджете, но и на закрытие кредитных схем для предприятий оборонного комплекса, что тоже было очень важно, поскольку мы освободили эти предприятия от бремени долга.

   Расходы. Расходы федерального бюджета были исполнены практически на 100 процентов, то есть полное исполнение. Их большая часть была охвачена показателями, которые соответствовали тем целям и результатам, которые мы ожидали от соответствующих расходов, и эти показатели были изложены в государственных программах.

   Несколько примеров, что удалось достичь, значит, в рамках исполнения бюджета прошлого года. Была увеличена продолжительность жизни граждан, которая составила почти 72 года; сократилось число сирот практически в два раза; доля инвалидов, прошедших курс реабилитации, возросла на 20 процентов по сравнению с 2015 годом; увеличена доля отечественных лекарств на рынке до 30 процентов от объёма рынка; выросла продукция сельского хозяйства, несмотря на падение ещё темпов роста промышленности, тем не менее, продукция сельского хозяйства выросла на 5 процентов по сравнению с уровнем предыдущего года.

   Это всё было реализовано, в том числе, и благодаря тем мерами поддержки экономики, которые мы реализовали… реализовывали в рамках тех ассигнований, которые заложены были в бюджете на 2016 год. Таких мер по поддержке, точечной поддержке экономики, было предусмотрено на сумму более 300 миллиардов рублей.

   Несколько позиций. Мы поддержали Внешэкономбанк, который, по сути, стоял на грани невыполнения своих обязательств, и теперь мы видим, что банк активно развивается и видим, что уже мы сможем по итогам этого года увидеть прибыль этой организации.

   Мы поддержали автомобильную промышленность, включая обновление санитарного автотранспорта, то есть, по сути дела, мы подстимулировали ту часть экономики через государственный спрос.

   Были выделены деньги дополнительно на создание новых мест в общеобразовательных организациях — 25 миллиардов рублей.

   Мы докапитализировали Фонд развития промышленности на 20 миллиардов рублей, который выдавал льготные займы для предприятий экономики, поскольку в то время ещё были достаточно высокие процентные ставки.

   Поддержали и транспортное машиностроение, и сельскохозяйственное машиностроение, субсидирование жилищных кредитов.

   Хочу сказать, что через государственную программу субсидирования жилищных кредитов существенно… это позволило существенно увеличить темпы роста ипотечного кредитования, что явилось тоже одним из таких драйверов экономического роста.

   Несколько слов об исполнении бюджетов регионов.

   Бюджеты регионов тоже… в меньшей степени, чем федеральный бюджет почувствовали изменения внешнеэкономических факторов. Доходы субъектов Российской Федерации прирастали на сумму более 8 процентов по сравнению с прошлым годом. И мы видим, за прошлый год наименьший дефицит бюджетов субъектов Российской Федерации сложился — 12,4 миллиарда рублей.

   В связи с чем такое произошло?

   Во-первых, начались восстановительные процессы в экономике. Это дало больше доходов бюджетов регионов, в первую очередь, по налогу на прибыль, по подоходному налогу с граждан. С одной стороны.

   А, с другой стороны, мы вместе с субъектами Российской Федерации очень аккуратно проводили политику в области расходов и сокращения дефицита бюджета в рамках тех соглашений, которые были заключены. И это всё дало возможность сокращать долг субъектов Российской Федерации, в том числе и в номинальном выражении.

   Несколько слов о тех структурных мерах, которые были приняты в рамках сбалансированности бюджета.

   Мы усилили меры в рамках борьбы с теневым сектором экономики, особенно  на  алкогольном  рынке.  Мы  видим  это  и  по  увеличенным поступлениям акцизов от алкогольной продукции, в том числе и в бюджеты субъектов Российской Федерации.

   Были внедрены единые механизмы администрирования налоговых и таможенных платежей. Две службы (основные администраторы доходов) стали работать более тесно, и интегрировали свои информационные системы.

   Было расширено применение казначейского сопровождения, что тоже дало дополнительно более качественное исполнение бюджета, более точное и целевое исполнение, с одной стороны, с другой стороны, мы могли использовать остатки средств, размещая их в кредитных организациях, и заработали на этом более 80 миллиардов рублей.

   Какие выводы можно сделать из исполнения бюджета 2016 года, поскольку мы сегодня уже готовим бюджет на следующую трехлетку.

   Первое. Умеренно жесткая бюджетная политика — это залог того, что экономика будет оздоравливаться и экономика получит новые инструменты для развития. Что имеется в виду? Это снижение процентных ставок в экономике, это доступность кредита, снижение инфляции. Соответственно, проводя такую бюджетную политику, мы стимулируем частные, рост частных инвестиций в экономике, что является основой для экономического роста.

   Второе. Необходимо быть готовым для выполнения бюджетных обязательств, которые заложены в бюджете, независимо от внешних факторов или от каких-то внешних ограничений, и это тоже залог такой умеренно консервативной бюджетной политики, которую мы и будем предлагать парламенту рассмотреть на 2018-2020 годы.

   Следующее. Мы должны развивать и внедрять новые технологии в администрировании, это цифровые технологии, которые позволяют как бороться с теневым сектором, так и лучше собирать доходы, не повышая налоговое бремя.

   И четвертое. Необходимо совершенствовать структуру расходов, программный бюджет, необходимо в составе расходов выделять больше средств, направляемых исходя из целеполагания, и осуществлять контроль за этими целями.

   Вот это, собственно, те выводы, которые и будут заложены при подготовке бюджета, были заложены при подготовке бюджета на 2018-2020 годы.

   Уважаемые депутаты, мы максимально отработали замечания, которые были высказаны нашим аудитором Счетной палаты, максимально их устранили при подготовке отчета.

   Счетная палата подтвердила отчет об исполнении бюджета.

   И мы просим поддержать закон об исполнении бюджета, представленный Правительством Российской Федерации.

   Спасибо за внимание.

 

   Слово предоставляется Председателю Счетной палаты Татьяне Алексеевне Голиковой. Пожалуйста.

  

Голикова Т. А., председатель Счетной палаты Российской Федерации.

   Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты!

   Добрый день! В соответствии с законодательством Российской Федерации мы осуществили внешнюю проверку годового отчёта об исполнении федерального бюджета за 2016 год и представили заключение, по результатам которого предлагается поддержать представленный законопроект.

   Предмет внешней проверки это, как вы знаете, достоверность бюджетной отчётности, а также иные нарушения, которые выявляются в ходе внешнего аудита. В своём заключении мы констатируем рост объёма выявленных фактов недостоверности бюджетной отчётности за 2016 год по сравнению с 2015 в пять с половиной раз, со 101 миллиарда до 655. Однако выстроенное в течение последних лет взаимодействие с Министерством финансов позволило уже на стадии доработки отчёта по 45 фактам из 71 провести корректировку бюджетной отчётности на сумму 403 миллиарда рублей, из которых основной объём приходится на ликвидированный «Роскосмос» — 332 миллиарда. По остальным 26 фактам недостоверности бюджетной отчётности произведено уточнение, проведены и проводятся инвентаризации и служебные проверки, результаты которых будут отражены в бюджетной отчётности за 2017 год. И эта работа находится у нас на контроле.

   Рост объёма иных нарушений по сравнению с 2015 годом составил 22 процента, с 443 миллиардов до 542. В числе этих нарушений рост использования средств без достижения социально-экономического результата в 12 с половиной раз. Так, например, Федеральной службой исполнения наказаний разработана в рамках федеральной целевой программы развития уголовно-исполнительной системы проектная документация на строительство и реконструкцию объектов в количестве 127 единиц на сумму почти 940 миллионов рублей, реализация которой в сроки, установленные программой, невозможна.

   Кратно выросли объёмы неэффективного использования федеральных ресурсов при реализации федеральной адресной инвестиционной программы. В 2016 году в системе Минобрнауки был предусмотрен ввод 47 объектов капстроительств, 32 объекта федеральной собственности и 15 объектов региональной и муниципальной собственности, из которых введены 10 и 11 соответственно. При этом аналогичная картина, к сожалению, сложилась и по всей адресной программе в 2016 году.

   Из 443 объектов, предусмотренных к вводу, завершены строительством только 244. Как следствие, растет объем незавершенного строительства, который согласно отчету правительства составил 2,2 триллиона рублей, или 12 тысяч объектов.

   Примечательна структура незавершенного строительства: 3,4 тысячи объектов не начаты строительством, но на проектно-сметную документацию потрачены средства, перспектива неясна, документация устаревает. 2,4 тысячи — строительство ведется. Ещё 2,4 тысячи завершены строительством и введены в эксплуатацию, но государственная регистрация прав на эти объекты не завершена или не начата, соответственно, возникает вопрос законности их ввода в эксплуатацию. 2 тысячи объектов приостановлены строительством, как правило, без консервации, с понятной перспективой их последующей ненадлежащей пригодности. И наконец, ещё 1,7 тысячи объектов, по которым вообще информация отсутствует.

   Такое положение дел в этой сфере требует самой серьезной оценки и принятия мер, о чем было дано соответствующее поручение президента в августе 2015 года. Пока поручение в полном объеме не выполнено.

   Ещё ряд проблемных вопросов, по которым, по нашему мнению, принимаемые меры не являются достаточными или реализуются медленно. В соответствии с тем же поручением президента правительством принята «дорожная карта» по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам. «Дорожной картой» и на 2016 год была предусмотрена реализация 67 мероприятий, реализовано 42.

   Вместе с тем в 2016 году продолжился рост дебиторской задолженности по доходам, которая составила на 1 января 2017 года 2,2 триллиона рублей, или с ростом на 13,7 процента. Больше половины в ней -это накопленная задолженность ликвидированного Росфиннадзора, которая в результате ликвидационных мероприятий передана Федеральной таможенной службе в основном, в результате чего доля Федеральной таможенной службы в общем объеме дебиторской задолженности выросла с 3,4 процента в 2015 году до 36,7 процента в 2016 году.

   Кроме того, на 1 января 2017 года совокупная задолженность по налогам, сборам, таможенным платежам, пеням и штрафам в бюджетную систему Российской Федерации и платежам в государственные внебюджетные фонды составила 1,4 триллиона рублей и увеличилась на 20,6 процента, при этом в ней ещё не учтена вся накопленная задолженность по страховым взносам.

   Аналогичная ситуация сложилась с реализацией «дорожной карты» по сокращению дебиторской задолженности по расходам, ее рост за год составил 14,8 процента, а общий объем 3,7 триллиона рублей или 22,5 процента от фактического объема расходов за 2016 год. Доля дебиторской задолженности в расходах Минспорта составила 62 процента, Росавиации -50, дебиторская задолженность Роскосмоса превысила на 20 процентов его годовые и бюджетные ассигнования.

   Перечисленные мною проблемы не могли не сказаться на показателях по оценке эффективности госпрограмм. По результатам проведенной Минэкономразвития оценки эффективности из 37 программ по открытой части, по 19 оценка дана ниже среднего и низкая на сумму 3,7 триллиона рублей. В прошлом году эта цифра составляла 1,6 триллиона, рост в 2,3 раза.

   На протяжении трех лет на низком уровне, по мнению Минэкономики, остается оценка двух госпрограмм: развитие авиационной промышленности и обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации. А по таким направлениям, как новое качество жизни и инновационное развитие оценка Минэкономразвития такова, что более половины госпрограмм имеют низкую эффективность и оценку ниже среднего на сумму почти 3 триллиона рублей.

   Это очень тревожные оценки, которые требуют самого серьезного внимания при оценке проектировок федерального бюджета на 2018-й и 2020 годы.

   Наша оценка эффективности госпрограмм иная, она отличается тем, что по нашему мнению оценивать эффективность 17 госпрограмм из 37 вообще не целесообразно или невозможно, так как показатели, характеризующие их исполнение, не имеют фактического значения или носят предварительный характер.

   По итогам 2016 года не выполнены плановые показатели государственных заданий по 268 государственным услугам или работ или 7,2 процента. Чтобы было понятно, о чем идет речь, приведу примеры.

   Выполнение учреждениями Минприроды плановых показателей по госработе, авиационное патрулирование территорий составило 44,5 тысячи лётных часов вместо установленных 504,7 тысячи часов, то есть всего 8,8 процента от плана, вследствие — недостаточная работы по предотвращению и профилактике лесных пожаров.

   Другой пример — показатель по услугам на получение высшего образования по программе «Магистратура» и по специальности: энергетика, энергетические машиностроение и электротехника исполнен на 15,4 процента. Таких примеров, к сожалению, много.

   С признаками нецелевого использования средств выявлено нарушений на сумму 2,8 миллиарда рублей, основной объём: 2,2 миллиарда рублей — это субсидии, которые были выделены Минобрнауки на цели выполнения государственного задания, но использованы на работы, связанные с модернизацией имущественного комплекса объектов научно-производственной и социальной инфраструктуры.

   По указанному факту материалы были направлены в Генпрокуратуру, которая их подтвердила. Региональными прокуратурами возбуждены дела об административных правонарушениях, по отдельным фактам организованы процессуальные проверки, которые пока не завершены и находятся на контроле у Генпрокуратуры.

   Перечисленные мною в докладе нарушения стали возможны в том числе в связи с ненадлежащей организацией внутреннего финансового контроля внутри отдельных главных распорядителей. Из 96 главных распорядителей подразделения внутреннего контроля созданы в 84, при этом в 11 из этих 84 проведение внутреннего финансового аудита вообще не осуществлялось, среди них Минтранс, Минкавказ, Росмолодёжь и Ростуризм и ряд других.

   И только в 13 из 84 можно признать эффективной работу по внутреннему финансовому аудиту и, кстати, на первом месте Министерство финансов.

   Завершая выступление, хотелось бы ещё раз привлечь ваше внимание к актуальности этих проблем и в контексте будущего обсуждения законопроекта о федеральном бюджете на 2018 и 2020 годы.

   Спасибо за внимание.