Отчет рабочего дня. 27 сентября, среда. Встреча с министром образования и науки

27 сентября в Государственной думе выступала министр образования и науки Ольга Васильева.

Предложения от фракции КПРФ представил Олег Смолин.

Основных тезисов в выступлении Смолина было восемь, практические все они не касались финансирования образования. Стенограмма будет опубликована позже.

Отметим, что одно из предложений было обращено не к Ольге Васильевой, а ко всему Правительству и к парламенту. Это обращение касалось статуса педагогического работника.

Олег Смолин напомнил, что, по данным ОНФ (Общероссийского народного фронта), средняя нагрузка учителя — 28 уроков в неделю (при ставке 18) или более 60-ти часов вместе с подготовкой к урокам и другими задачами педагога. По данным того же ОНФ, в 75-ти регионах Российской Федерации указы Президента в части учительской зарплаты не исполняются.

Олег Смолин призвал Государственную думу помочь министру образования и науки при работе с федеральным бюджетом, иначе, через 10 лет по крайней мере в сельской школе работать будет некому.

Из всех предложений Олега Смолина внимание СМИ вызвало одно – предложение отказаться от введения обязательного ЕГЭ по иностранному языку. Оно вызвало неоднозначную реакцию у общественности.

Не поддержала этот тезис и Ольга Васильева, хотя совсем недавно высказывала свои соболезнования сельским ребятам, которым придется сдавать иностранный язык.

Поясняем позицию Олега Смолина по вопросу обязательного ЕГЭ по иностранному языку:

Первое. Изучение иностранного языка в школе крайне полезно.

Второе. Для обязательного ЕГЭ по иностранному языку в школе в настоящий момент не существует нормальных условий для обучения детей, по крайней мере, в сельской школе, да и во многих школах городов России. Его преподавание не соответствует необходимому уровню требований.

Третье. Согласно опросам Левада-Центр, 45% российских студентов хотели бы жить и работать не в России, а в другой стране. Дополнить этот факт можно данными кудринского центра стратегических разработок – за весь период после развала СССР около 18 млн. граждан покинули Россию.

Четвертое. Изучение иностранного языка не является причиной эмиграции. Причина заключается в огромном неравенстве доходов и социальных гарантий. Напомним, что, по данным российских профсоюзов, Россия среди стран большой двадцатки занимает предпоследнее место по минимальной заработной плате.

При принятии управленческих решений необходимо учитывать и системные эффекты.

Один из системных эффектов данного решения заключается в том, что ребята будут меньше уделять внимание физике, химии и биологии, которые принципиально важны для модернизации страны, но больше внимания будут уделять иностранному языку, который важен, но не так принципиален для модернизации.

В данном случае возникает большое противоречие между личными и государственными интересами.