3 апреля состоялось итоговое заседание Коллегии по образованию и науке.
В заседании Коллегии приняли участия ректоры, руководители образования в регионах.
На заседании Коллегии выступали: заместители Председателя Правительства Аркадий Дворкович и Ольга Голодец, Министр образования и науки Ольга Васильева, председатели профильных парламентских Комитетов Совета Федерации – Зинаида Драгункина, и Государственной Думы – Вячеслав Никонов. Среди прочих, на заседании Коллегии выступил депутат и первый зампред Комитета по образованию и науке Госдумы Олег Смолин.
Он выразил поддержку линии политики Министра Ольги Васильевой, а также пожалел, что в России Министр образования не является Министром финансов.
Олег Смолин внес восемь основных предложений, которые можно реализовать без дополнительных финансовых затрат:
Первое. Исключить из образовательного законодательства теорию, так называемых, услуг. На взгляд Олега Смолина, идеология образовательных услуг размывает содержание духовно-нравственного воспитания.
Второе. Вернуть в образовательные стандарты содержание. Поскольку, в нашем случае, ни закон, ни стандарты не отвечают на вопрос – «Чему учить наших детей?».
Третье. Поддержать идею трудового воспитания, но не принимать в предложенной редакции законопроект, внесенный членами Совета Федерации, ввиду его юридико-технического несовершенства.
Четвертое. Ольга Васильева уже заявила, что волевым решением приостановила массовую реорганизацию российских вузов. Но в Федеральной целевой программе развития образования по-прежнему утверждается, что к 2020 году количество вузов должно сократиться на 40%, а количество филиалов на 80%.
Между прочим, программа исполняется с опережением, и с лета 2014 по весну 2016 года количество вузов и филиалов сократилось на 1100, с 2500 до 1400. Это, помимо всего прочего, угрожает еще и политической стабильности, поскольку молодёжь оказывается без работы, и без возможности получить образование.
Пятое. В области науки отказаться от оценки деятельности ученых преимущественно по публикациям в иностранных журналах и базах. Эта практика приносит вред двоякого рода.
Во-первых, приносит дополнительные затраты, поскольку публикации происходят за деньги. По данным тех, кто публикует статьи, стоимость публикации составляют от 300 $.
Во-вторых, когда речь идет о статьях из области естественных наук, российским авторам нередко отказывают в публикациях из-за плохого английского, но при этом нередко используют их идеи. А эти идеи могут быть и двойного назначения. То есть, это вопрос и национальной безопасности.
Шестое. Ввести в российское законодательство понятие электронного университета. Отсутствие регулирования работы электронных университетов в России приводит к торможению их создания. Также к тому, что российские студенты очень активно пользуются зарубежными электронными университетами и происходит массовая утечка человеческого капитала.
Седьмое. Что касается людей с инвалидностью. Поддержать предложение Ольги Васильевой по прекращению ликвидации коррекционных школ. При этом в продолжении этого начинания, внести в законодательство предложение о том, чтобы закрытие или реорганизация таких школ и детских садов могла осуществляться только с согласия общего собрания родителей.
Восьмое. Дебюрократизация образования, причём не только точки зрения бумагооборота, но и более широко.
Олег Смолин высказал идею о возвращении от мертвого бюрократического образования к образованию живому.
В заключение, Олег Смолин поздравил с днем рождения ректора МГУ и Президента Союза ректоров России Виктора Антоновича Садовничего.