А чудеса в жизни всё-таки бывают… В кои-то веки на депутатский запрос из правительства получен содержательный ответ.
Запрос (точнее, протокольное поручение бюджетному Комитету) был на тему о том, как правительство собирается финансировать двухразовое горячее питание школьников, предусмотренное САНПИНом 2.4.5.2409-08 с 1 октября 2008 г. Поразмышляем же вместе над письмом № МОН-П-2744 от 28 ноября 2008 г.
«Существующая сегодня система школьного питания, к сожалению, не обеспечивает качественного сбалансированного питания школьников…, что является основной причиной различных «школьных» болезней более чем у 30% от общей численности детей… В связи с этим в большинстве регионов осуществляются дополнительные выплаты на питание отдельным категориям обучающихся (из малообеспеченных, многодетных семей и др.). Размер таких выплат в среднем по стране составляет восемь рублей на одного ребёнка в день (при средней стоимости завтрака в городах – 10 рублей, а обеда – 20-25 рублей), а общая численность детей, получающих эти выплаты, – от 40 до 55%».
Честно говоря, давно не видел столовых, где можно было бы хоть что-нибудь съесть за 25, а тем более – за 10 рублей. Как школы и дети укладываются в 8 рублей знают, видимо, только губернаторы и министр финансов.
«По данным Центральной военно-врачебной комиссии Минобороны России при выдаче приписного свидетельства ежегодно освобождаются от военной службы по состоянию здоровья из-за недостаточного питания свыше 90 тыс. семнадцатилетних юношей».
Интересно, приходит ли в голову высокопоставленным правительственным чиновникам, что вместо облав на парней призывного возраста следовало бы просто лучше кормить детей?
«…охват горячим питанием (завтраками) в среднем по России составляет:
среди учащихся 1-4 классов – 83%;
5-9 классов – 61%;
10-11 классов – 55%.
Двухразовым горячим питанием обеспечено не более 25% обучающихся».
Другими словами, вообще не питаются в начальной школе 17% детей, в средних классах – почти 40%, а в старших – почти половина. С учётом того, что двухразового питания не получают три четверти всех детей, трудно себе представить, когда реально будут исполнены новые САНПИНы, вступившие в силу с 1 октября.
Далее в письме сообщается, что региональные и муниципальные программы по организации питания школьников приняты в 48 регионах и разработаны в 24. При этом на их реализацию, например, в Ханты-Мансийском автономном округе выделяется более 1 миллиарда рублей, а в Брянской области – около 112 миллионов.
Очевидно, что подобного рода данные, с одной стороны, говорят о большом разбросе, а с другой – мало помогают понять ситуацию. Следовало бы указать объём финансирования в расчёте на 1 ребёнка школьного возраста.
И, наконец, главное: «…представляется целесообразным проработать возможность… дополнительных выплат на питание учащимся 1-4 классов общеобразовательных школ, а также отдельным категориям учащихся 5-11 классов (в том числе по медицинским показаниям, включая допризывников с дефицитом массы тела). Размер таких выплат из консолидированного бюджета может составить в расчёте на 1 обучающегося в день от 15 до 30 рублей. Расходы федерального бюджета на эти цели составят 13 миллиардов рублей в год».
Как говорят в Одессе, вы будете смеяться, но ровно то же самое ваш покорный слуга предлагает правительству в течение примерно семи лет, ежегодно направляя соответствующую поправку к закону о федеральном бюджете, более того, вынося её на голосование в Государственной Думе и слыша от правительства и профильного Комитета, что делать этого нельзя! Правда, по нашим оценкам, расходы на эти цели в 2009 г. с учётом роста цен на продукты питания должны были составить уже не 13, но 25 миллиардов. Вот как проголосовали по этому вопросу фракции Госдумы 17 октября 2008 г.:
КПРФ: за – 94,7%;
«Справедливая Россия»: за – 52,6%;
ЛДПР: за – 7,5%;
«Единая Россия»: за – 0.
Так что, как минимум, ещё целый год юношам с дефицитом массы тела, да и всем детям школьного возраста, предстоит питаться… надеждами!