В Думе отклонён законопроект, усиливающий роль законодательной ветви власти


В Думе отклонён законопроект, усиливающий роль законодательной ветви власти

Никому сегодня не надо объяснять или доказывать, что исполнительная власть в России подмяла под себя и законодательную, и судебную, и даже так называемую «четвёртую» власть. Уступать занятые позиции она не собирается, хотя на днях в Думу был внесён законопроект, в подготовке которого принимал участие и Олег Смолин, предполагавший некоторое выравнивание этой антиконституционной ситуации.

Здание Государственной Думы. Большой зал.

30 января 2009 года. Председательствует О.В. Морозов

Пункт 20. О проекте федерального закона «О внесении изменений в пункт 4 статьи 4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Докладывает депутат Государственной Думы Олег Анатольевич Куликов.

Куликов О.А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Законопроект предлагает внести изменения в Федеральный закон № 184-ФЗ от 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В пункте 4 статьи 4 предлагается дополнить абзац второй следующим предложением: «Руководитель депутатского объединения (фракции) работает на профессиональной постоянной основе».

Дело в том, что 184-й закон делегирует субъектам Российской Федерации право самим определять форму выполнения депутатами своих полномочий — на профессиональной постоянной или профессиональной основе — и право регулировать вопросы, связанные со статусом депутата, конституцией (уставом) субъекта Федерации или регламентом законодательного собрания. Напомню, что данный закон был принят в 1999 году, а в декабре 2003 года была введена норма, согласно которой полностью или частично законодательные собрания субъектов Российской Федерации формируются, или избираются, по пропорциональной системе. И можно подвести некоторые итоги функционирования данного закона.

Об опыте избрания законодательных собраний по спискам как о позитивном опыте в апреле прошлого года сказал президент Путин, отметив, что за последние три года количество фракций в заксобраниях субъектов Российской Федерации выросло в четыре раза и успешно развивается партийно-политическая система. Но согласно нашему анализу это не совсем так. Примерно в пятидесяти субъектах Российской Федерации руководители практически всех фракций, представленных в данных собраниях, работают на профессиональной постоянной основе. Но есть группа субъектов Федерации (их примерно тридцать), где эта норма не реализуется. Я могу привести пример исходя из деятельности КПРФ.

КПРФ имеет в законодательных собраниях семидесяти девяти субъектов Российской Федерации или группы, или фракции. И в двадцати девяти субъектах, в которых сто тридцать один наш депутат, ни один руководитель фракции не работает на профессиональной основе. Мы считаем, что такая норма существенно ограничивает действия руководителя фракции, не является справедливой, дискриминирует представителей оппозиции, потому что в этих субъектах Федерации действует правило: победитель получает всё. И представители «Единой России» полностью монополизируют все структуры, все руководящие должности в данном законодательном собрании.

Как можно в таком регионе, как, например, Ростовская область или Алтайский край, лидеру фракции осуществлять свою деятельность на общественных началах, когда данные субъекты по своим размерам равны европейским странам, а у руководителя фракции есть свои функции: принимать избирателей, отвечать на письма, руководить фракцией? Я думаю, что это умышленное ограничение прав представителей оппозиции. То же самое, по нашим оценкам, происходит и у представителей других партий — ЛДПР и «Справедливая Россия».

Президент Медведев в своём послании 5 ноября прошлого года говорил о том, что нужно выполнять принцип равенства условий партийной деятельности в законодательных собраниях. И мне кажется, что дух этого послания где-то затерялся на пути к стенам Государственной Думы. Вот я сегодня задавал утром вопрос: было ли действительно обсуждение этой нормы на совещании президента с руководителями фракций? Спикер подтвердил, и было сказано, что это войдёт в закон о гарантиях прав оппозиции. Но этот законопроект готовится уже шесть лет, и мне кажется, что конца и края в его подготовке не видно.

Уважаемые представители «Единой России», данный законопроект защищает и ваши права. Так, никто не гарантирует вам вечное пребывание как партии власти в субъектах Российской Федерации. Предлагаю принять данный законопроект. Его принятие не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета и региональных бюджетов, так как в каждом региональном законодательном собрании есть не менее 20 процентов (квота) мест для депутатов, работающих на профессиональной основе.

Прошу принять законопроект в первом чтении.

Председательствующий. Спасибо. Присаживайтесь, Олег Анатольевич.

С содокладом выступит член Комитета по делам Федерации и региональной политике Павел Владимирович Семёнов.

Семёнов П.В. Уважаемый Олег Анатольевич, уважаемые коллеги! Рассмотрев проект федерального закона № 79132-5, комитет считает необходимым отметить, что Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривает право субъекта Российской Федерации регулировать в конституции (уставе) и законах вопросы о статусе депутата (статья 10, пункт 4), условиях осуществления им депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе или на профессиональной основе в определённый период или без отрыва от основной деятельности (статья 11), определять число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе (статья 4, пункт 6).

Названные нормы действующего федерального закона позволяют каждому субъекту Российской Федерации, его законодательному (представительному) органу государственной власти самостоятельно решать вопросы о численности депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе с учётом всех обстоятельств, в том числе возможностей финансового обеспечения деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Таким образом, принятие предложенного законопроекта приведёт к возникновению внутренних противоречий между указанными статьями действующего федерального закона.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что принятие данного законопроекта приведёт к увеличению расходной части бюджетов субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьёй 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации принимаемый федеральный закон либо другой правовой акт, предусматривающий увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования этих расходов. Однако рассматриваемый законопроект таких норм не содержит.

Проект закона не поддержан Правительством Российской Федерации. Правовое управление Аппарата Государственной Думы дало отрицательное заключение на данный законопроект.

В связи с изложенным рассматриваемый законопроект не может быть рекомендован Комитетом Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике для принятия Государственной Думой в первом чтении.

Председательствующий. Пожалуйста, вопросы. Есть вопросы у депутатов Коломейцева Николая Васильевича и Гудкова Геннадия Владимировича. Пожалуйста, Николай Васильевич Коломейцев.

Коломейцев Н.В. Уважаемый Павел Владимирович, я хотел бы у вас поинтересоваться: как вы считаете, для чего вообще многопартийность, если, скажем, в Ростовской области из пятидесяти депутатов сорок пять «единороссов» и пять коммунистов, но четырнадцать освобождённых должностей — все «Единая Россия»?! В чём же тогда суть?

Вы возьмите число «14» и пропорционально поделите должности в зависимости от набранных процентов — и не надо вам дополнительных ресурсов, но будет хотя бы дух соблюдён, понимаете? А у вас же получается так: всё время для сэбэ, под сэбэ — так же нельзя работать!

Председательствующий. Ну, это больше… Хорошо, Павел Владимирович, вы будете на этот вопрос отвечать? Пожалуйста.

Семёнов П.В. Ну, во-первых, я скажу, что данной проблемы в регионах не существует, так как мы получили отзывы из регионов. Представляете, тридцать четыре региона не поддерживают данный законопроект. (Шум в зале, выкрики).

Председательствующий. Коллеги, спокойно. Коллеги, ну мало ли что кому не нравится. Ну, вам не нравится, как отвечает депутат Семёнов, а ему не нравится, как задаётся вопрос.

Пожалуйста, депутат Гудков.

Гудков Г.В. У меня вопрос к содокладчику, к Павлу Владимировичу.

Павел Владимирович, скажите, пожалуйста, а сколько стоит закон? Там есть возражения по финансам. Просто хочется понять, из-за каких средств мы возражаем.

Семёнов П.В. Я тоже бы предложил инициаторам данного законопроекта рассчитать, сколько это будет стоить.

Председательствующий. Вот ещё есть вопрос у депутата Куликова Александра Дмитриевича.

Куликов А.Д. Спасибо, Олег Викторович.

У меня тоже вопрос к содокладчику. Аргументация правительства, которое, как вы сказали, не поддержало этот законопроект, в чём заключается?

Семёнов П.В. Во-первых, это повлечёт дополнительные расходы, но, наверное, самое главное — то, что сегодня существует федеральный закон, по которому региональные законодательные собрания вправе самостоятельно принимать решения, как им работать — на постоянной, не на постоянной основе, сколько комитетов создавать, определять состав комитетов и так далее.

Председательствующий. Теперь выступления: депутат Иванов, потом депутат Коломейцев. Мы в любом случае обсуждение завершим, потому что иначе будет неправильно. Я предлагаю завершить этот вопрос и перейти к протокольным поручениям. Ещё и Гудков — три человека. Коллеги, давайте хотя бы по три минуты, а то мы и так выйдем за регламент.

Пожалуйста, депутат Иванов.

Иванов С.В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые немногочисленные оставшиеся в зале коллеги! Я постараюсь очень коротко. Вот буквально несколько минут назад выступал Александр Петрович Москалец, который убедительно нам рассказывал, что качество законопроектов, которые вносятся региональными парламентами, очень сильно страдает. Одной статьёй они вводят что-то, другой статьёй это же убирают. А почему так происходит? Потому что, к сожалению, девяносто девять целых и столько же десятых в парламентах региональных составляют представители, сами знаете, какой партии, и в основном это представители крупного бизнеса, которые пришли туда не для того, чтобы писать законопроекты или как-то работать с избирателями, а для того, чтобы сами знаете что получить.

Поэтому мне кажется, уважаемые коллеги, этим законопроектом, который — не надо всё-таки лукавить — не требует расходов из федерального бюджета, вернее, из регионального бюджета, хотя, конечно, если создавать новые штатные единицы, тогда требует… А если поделиться, как того требует и просто совесть, и логика, и послание президента, то абсолютно ничего не надо создавать, поскольку, как у нас тут докладчик говорил, 20 процентов в региональных парламентах всё равно работает на оплачиваемой, штатной основе, тогда всё будет нормально. И это будет наша большая помощь, для того чтобы законотворческий процесс в регионах протекал более-менее профессионально, чтобы не было законопроектов, которые мы отклоняем пачками. Мы, ЛДПР, за этот законопроект.

Председательствующий. Коломейцев Николай Васильевич.

Коломейцев Н.В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! На самом деле сам ответ представителя комитета говорит о том, что он глубоко не разобрался в вопросе. Вот у меня лично после выступлений сегодня представителей правительства и принятия 12-го и непринятия этого вопроса складывается впечатление, что думское большинство умышленно дискредитирует все инициативы молодого президента.

Почему? Потому что президент чётко и понятно в своём послании сказал, что надо развивать партийное влияние на общество и сделать так, чтобы на уровне не только регионов, но даже и муниципальных образований были бы представители различных партий. Кроме того, говорится в послании, в том числе о равнодоступности партий ко всем ресурсам — и информационным, и материальным, и всем другим. У нас же получается, что сами захватили нарисованным образом мандаты в региональные, другие органы и потом начинают банковать только на себя. Так нельзя делать.

И с моей точки зрения, комитет по региональной политике здесь как раз нарушает принципы устойчивости региональной политики. Почему? Скоро у нас, 1 марта, будут выборы в многонациональных республиках, и там ведь действует не только партийный принцип, но и национальный. Когда вы в многонациональной республике даёте должности одной нации, то вы возбуждаете межнациональную рознь. А, как правило, представители различных наций бывают в различных партиях. Понимаете? Мне кажется, что комитету следовало бы и с этой точки зрения посмотреть на вопрос, потому что сегодня усилиями наших лжедрузей, или друзей наших правителей, но недругов России, на Северном Кавказе резко активизировались посланцы и засланцы всевозможных фондов, которые проявили свои способности как раз в Югославии, в Ливане, на Ближнем Востоке. И вот такая позиция комитета, она только льёт воду на мельницу наших недругов. Я считаю, что комитет по региональной политике в данном вопросе не разобрался, фактически однобоко подошёл к рассмотрению законопроекта, который как раз выполняет Послание Президента Российской Федерации.

Я призываю всех тех, кто беспокоится о благополучии и спокойствии России, поддержать этот законопроект, так как он будет хотя бы поэтапно восстанавливать справедливость в части распределения заслуженных народным доверием мандатов. Мы будем голосовать «за». Спасибо.

Председательствующий. Депутат Шурчанов.

Шурчанов В.С. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Никаких дополнительных расходов не нужно. Просто я сам работал председателем парламента республики, поэтому знаю, что по закону о парламенте чётко устанавливается количество освобождённых депутатов и в рамках этого принятого закона вполне можно перераспределить между фракциями политических партий эти должности.

Я приведу такую цифру. В Государственном Совете Чувашской Республики фракция коммунистов — пять депутатов. Мы заслушали на партийном пленуме их отчёт. Эти пять депутатов получили в течение года две тысячи двести шестьдесят два письма. Они все работают на общественных началах, у них никакого аппарата нет. Каким же образом, извините меня, депутаты-коммунисты могут разобраться со всеми этими письмами? Притом хочу подчеркнуть, уважаемый Олег Викторович, что количество писем, поступивших во фракцию коммунистов, больше, чем поступило писем во все семь комитетов этого парламента.

К фракциям, безусловно, сегодня люди обращаются, они нуждаются в ответе, и поэтому обязательно нужно принять решение. При втором чтении даже предложил бы не просто освобождённого руководителя разрешить иметь, а аппарат какой-то нужно придать, потому что разобраться в таком количестве писем практически невозможно, а это наши избиратели. В общем-то, наша политическая система должна эффективно работать, поэтому законопроект нужно поддержать. Я просто прошу всех депутатов из «Единой России» понять и поддержать. Спасибо.

Председательствующий. Коллеги, мы сейчас выйдем за рамки регламента. Какие будут предложения? Закончить этот вопрос. Но у нас там дальше в повестке есть «час заявлений» и протокольные поручения. Как поступим — перенесём это? Всё переносим?

Ставится на голосование предложение депутата Кармазиной продлить заседание до завершения рассмотрения данного вопроса и на этом закончить рассмотрение повестки дня.

Включите режим голосования.

Результаты голосования (17 час. 58 мин. 54 сек.)

Проголосовало за 313 чел. 69,6%

Проголосовало против 36 чел. 8,0%

Воздержалось 0 чел. 0,0%

Голосовало 349 чел.

Не голосовало 101 чел. 22,4%

Результат: принято

Гудков Г.В. Уважаемые коллеги, ну вот наступил настоящий час оппозиции — как раз ни одной камеры, ни одного микрофона. А жаль, просто потому, что обсуждаются серьёзнейшие вопросы. Речь идёт о самостоятельности, это первый робкий шаг на пути к самостоятельности и большей независимости законодательной власти, к которой, кстати говоря, мы с вами все относимся.

Вообще, на самом деле стыдно, что мы рассматриваем такой робкий закон. Почему стыдно? Потому что у нас даже руководитель фракции (фракции! А у нас партий осталось — по пальцам пересчитать) может быть неосвобождённым лицом. О какой же независимости может идти речь, вообще о какой партийной, политической деятельности, если этих людей собирают, когда нужно, губернаторы, чтобы они проголосовали как нужно? Мы все прекрасно понимаем, из-за чего сыр-бор, из-за чего ломаются копья — потому что исполнительная власть в регионах не заинтересована в усилении и в независимости законодательной власти. А мы её не поддерживаем сегодня, мы поддерживаем власть исполнительную. Вот тридцать четыре отзыва — все против, совершенно понятно почему, и шум по залу прошёл именно по этой причине.

А вообще нам нужны профессиональные парламенты, и нам нужно вносить законопроект, по которому региональные депутаты должны также на освобождённой основе работать, тогда они не будут подчинёнными бюджетниками, директорами школ, главврачами больниц или олигархами, которые покупают себе индульгенцию за невмешательство в их бизнес-активность. У нас сегодня — не хочу обижать многих других честных региональных депутатов, — к сожалению, таких вот депутатов очень много.

Что касается бюджетных затрат — ну просто хоть стой, хоть падай! Уж давайте хоть не будем писать это как аргумент, потому что аргумент-то слабый. Во-первых, даже ответа не последовало от содокладчика. А во-вторых, в стране, в которой два с лишним миллиона чиновников, четыре миллиона силовиков, у которых тоже много бюрократических настроек, армия, госкорпорации, МУПы, ФГУПы… Мы сотни миллиардов только официально тратим на содержание этой армии, и мы боимся дать деньги на четыре дополнительные должности в каждом регионе — я посчитал, у нас их всего осталось восемьдесят шесть, — а это чуть больше трёхсот человек.

Поэтому, конечно, наша фракция будет поддерживать эту законодательную инициативу. Но мы предлагаем и коммунистам, и другим оппозиционным партиям пойти дальше и в скором времени внести законопроект о профессиональных парламентах. Они нам нужны, тогда у нас не будет вот здесь технически или юридико-технически несовершенных документов, и тогда у нас действительно законодательная власть будет законодательной. Тем более, если мы говорим сегодня о коррупции, о необходимости контроля, о необходимости конкуренции, мы с вами, как депутаты верховные, как депутаты Государственной Думы, высшей законодательной власти, должны поддерживать своих коллег в регионах. А то, что мы сегодня делаем, — мы их опять опускаем на уровень ниже плинтуса, когда для них, к сожалению, независимость… Только пустой звук от их независимости, они на самом деле абсолютно зависимые, покорные… (Микрофон отключён).

Председательствующий. Представители президента и правительства не настаивают на участии в обсуждении?

Ставится на голосование проект федерального закона «О внесении изменений в пункт 4 статьи 4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», первое чтение.

Включите режим голосования.

Покажите результаты голосования.

Результаты голосования (18 час. 03 мин. 19 сек.)

Проголосовало за 131 чел. 29,1%

Проголосовало против 0 чел. 0,0%

Воздержалось 1 чел. 0,2%

Голосовало 132 чел.

Не голосовало 318 чел. 70,7%

Результат: не принято

Отклоняется законопроект.

temp_anons:
Никому сегодня не надо объяснять или доказывать, что исполнительная власть в России подмяла под себя и законодательную, и судебную, и даже так называемую «четвёртую» власть. Уступать занятые позиции она не собирается, хотя на днях в Думу был внесён законопроект, в подготовке которого принимал участие и Олег Смолин, предполагавший некоторое выравнивание этой антиконституционной ситуации.