Доклад Шувалову: «утка» или итог «мозгового штурма»?


Доклад Шувалову: «утка» или итог «мозгового штурма»?

В то время, когда Государственная Дума принимала специальное постановление об антикризисных мерах, где среди сорока семи пунктов и до сотни подпунктов нашлось два места вопросам образования, в газете «Коммерсант», а потом в интернете появились сообщения о том, что экспертной группой первого заместителя председателя правительства подготовлен доклад об антикризисных мерах, в том числе в образовании.

Сейчас кто-то говорит, что на самом деле данный доклад — «утка», но я склонен думать, что такой материал действительно разрабатывался, поскольку знаю, что в академии народного хозяйства проводились «мозговые штурмы», где обсуждались антикризисные меры в образовании.

Кроме того, некоторые высказывания самого Игоря Шувалова заставляют думать, что материал действительно готовился.

В настоящее время мы сделали запрос Игорю Ивановичу с просьбой представить текст доклада, если таковой имеет место быть.

Если вернуться к публикации в «Коммерсанте», то, на мой взгляд, упоминаемый доклад писался радикальными либералами. Есть две принципиальные грубые ошибки или преднамеренные позиции. Одна из них – 12-летняя школа. Хотя такая школа имеет место в большинстве стран Европы, я думаю в эпоху кризиса год жизни молодого человека надо тратить не на дополнительный класс в школе, а на профессиональное образование в той или иной форме. Это может быть ПТУ, техникум, вуз. Важно, чтобы человек работал на будущую профессию, а она уже будет работать соответственно на страну. Другие аргументы против 12-летки нами в своё время излагались, их много, я своей точки зрения не изменил, не думаю, что к этой теме нужно возвращаться.

Вторая принципиально неверная установка экспертной группы – на максимально быстрый перевод образовательных учреждений в автономные (АУ). Логика докладчиков понятна. Они хотят, чтобы эти образовательные учреждения расширили свою самостоятельность и могли сами зарабатывать дополнительные деньги, но при этом они забывают или делают вид, что АУ лишаются гарантии бюджетного финансирования. И это в условиях кризиса создаёт особый соблазн для учредителей, федеральных, региональных и местных властей отказать им в государственном или местном финансировании. Перешли в АУ? Отправляйтесь в свободное плавание и живите, как хотите.

Правильным был бы другой путь. Надо было бы всем образовательным учреждениям вернуть тот уровень экономических свобод, который они имели по Закону об образовании, до принятия нового Бюджетного кодекса и Закона об АУ. Не делить на две группы: одни – свобода без денег, а другие – жалкие деньги, но без свободы, а дать и то, и другое по максимуму.

Теперь о том, чем важен этот доклад, если он существует. Главные выводы, к которым пришли его авторы – либералы, совпадают, как не странно, с теми выводами, к которым пришли экспертные советы Комитета Госдумы по образованию и левые эксперты, представляющие движение «Образование – для всех» и фракцию КПРФ. Выводы очень простые – надо по максимуму расширить доступ людей в сферу образования, чтобы по максимуму избежать социальных взрывов и сохранить относительную стабильность в стране, поскольку в противном случае люди, лишённые и возможности работать, и возможности учиться, превращаются во взрывоопасный материал, если так можно сказать о человеке.

В докладе предполагалось резко расширить систему кредитов и дать по ним большие отсрочки. Напомню, мы предлагали и предлагаем беспроцентные субсидии на весь период кризиса, в докладе предлагается отказаться от введения в действие закона о принудительной бакалавризации всей страны. Это позволило бы студенту после 4 курса бакалавриата как прежде свободно переходить на специалиста, а специалисту свободно переходить в магистры. В этом докладе предполагалось выделить большие средства на переподготовку работников, в том числе только что окончивших высшие учебные заведения, с тех специальностей, которые не являются востребованными, на те, которые имеют больше шансов получить работу на рынке труда.

Ну, что ж, если в правительстве есть некоторое количество людей здравомыслящих, несмотря на свои радикально-либеральные взгляды, значит, есть шансы нам выбраться из пятикратного кризиса в области образовательной политики.

На публикацию в «Коммерсанте» последовал окрик из Минобрнауки. Оттуда сказали: образование не камера хранения и резко высказались против позиции авторов доклада. Наверное, чтоб не раскручивать противоречие внутри власти, решили этот доклад замолчать. Не знаю, получит ли он продолжение, но в таком случае президенту и премьеру придётся делать выбор: или антикризисные меры, или министр образования Фурсенко.

P.S. Сразу после статьи в «Коммерсанте» Олег Николаевич выступил в Думе:

— Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! 20 февраля Государственная Дума большинством голосом, к сожалению, не поддержала наши поправки, направленные на предотвращение кризиса в образовательной политике.

Между тем, практически одновременно в этот же день в распоряжении газеты «Коммерсант» оказался специальный доклад экспертного совета при правительственной комиссии под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова. В этом докладе наряду с ошибочными предложениями, вроде 12-летки или превращения принудительно всех в автономные учреждения, содержатся, на мой взгляд, абсолютно правильные идеи, состоящие в том, что нужно по максимуму в период кризиса расширить доступ молодёжи к образованию.

В частности предлагается отложить введение бакалавриата и магистратуры, что сократит срок обучения студентов в среднем на один год и многое другое. Жаль не предлагают отменить единый государственный экзамен, от ЕГЭ теперь уже осталось, пожалуй, только «Г». Просьба поручить Аппарату Государственной Думы запросить этот доклад и раздать его депутатам, может быть, в следующий раз…

Борис Вячеславович! Я сформулировал: протокольное поручение Аппарату Государственной Думы, получить доклад, о котором я говорил, и раздать его депутатам. Спасибо.

По предложению О.Н. Смолина и И.И. Мельникова

ПРОТОКОЛЬНОЕ ПОРУЧЕНИЕ

В связи с подготовкой Правительством Российской Федерации системы антикризисных мер поручить Аппарату Государственной Думы запросить в Правительстве Российской Федерации доклад экспертного совета при правительственной комиссии под руководством первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И. Шувалова, содержащий предложения по антикризисным мерам в области образования, а также информацию о планируемом законодательном обеспечении указанных, мер и довести полученную информацию до депутатов Государственной Думы.

Благодаря фракции «Единая Россия» поручение не было принято.

temp_anons:


Доклад Шувалову: «утка» или итог «мозгового штурма»?

В то время, когда Государственная Дума принимала специальное постановление об антикризисных мерах, где среди сорока семи пунктов и до сотни подпунктов нашлось два места вопросам образования, в газете «Коммерсант», а потом в интернете появились сообщения о том, что экспертной группой первого заместителя председателя правительства подготовлен доклад об антикризисных мерах, в том числе в образовании.