Малочисленная сельская школа умирает, и умирание это прогрессирует. Примерно так 12 марта 2009 г. начал я выступление на парламентских слушаниях в Госдуме на тему «Обеспечение конституционных гарантий получения общего образования в сельской местности».
Мрачный вывод обосновал официальными данными двух писем из Минобрнауки. В одном сообщается, что за 2003-2006 учебные годы в России было закрыто примерно 1900 сельских школ; в другом – что только за 2007-2008 учебный год их закрыто 2400, т.е. на 500 школ больше, чем за три предшествующих.
Прежде чем выступать, посмотрел проект рекомендаций: цитата из президента; несколько правильных предложений, в основном в адрес региональных и местных властей; почти ничего о нарастающей катастрофе и её причинах; ничего конкретного о статусе сельского педагога.
В последнее время слушания в Думе проходят всё более «пресно». Решил слегка «подперчить» реальными проблемами. Вот некоторые выдержки из того, что сказал.
«Понятно, чем объясняется умирание. Прежде всего, резко сократилась поддержка села. 20 лет назад на село выделяли 19% от бюджета страны. Сейчас – около 1%.
Но помимо этого есть специальные факторы, которые вызывают или могут вызывать сокращение сельской школы.
Первое. Программа реструктуризации, предполагающая автобус и интернат. Во многих случаях это единственный выход, но чаще всего за этим стоит желание сэкономить деньги.
Второе. Подушевое финансирование. Именно оно приводит к ускорению сокращения сельских школ».
Вот официальные данные об их финансировании в расчёте на 1 ученика: Якутия – 62 778 руб., Московская область – 53 400 руб., Карелия – 35 034 руб., Новосибирская область – 25 125 руб., Омская область – 11 129 руб., Амурская область – 9 644 руб. Но разве ребёнок в Амурской или в Омской области виноват в том, что родился не под Москвой?
«Третье. Отсутствие в этом году федеральной поддержки на отраслевую систему оплаты труда. Дважды в Госдуме – 17 октября и 20 февраля – мы требовали выделить средства на увеличение зарплаты учителя на 30% из федерального бюджета во все регионы. Дважды эти предложения были отклонены большинством Госдумы.
Четвёртое. Законопроект, который предполагает фактическую ликвидацию коммунальных льгот для сельского учителя. Считаю, что сельские педагоги и профсоюзы должны сделать всё возможное, чтобы Дума такого закона не приняла.
Пятое. В результате «монетизации» был отменён закон о моратории на приватизацию образования, в котором содержалось положение, что сельскую школу нельзя закрыть без согласия районного совета».
Что же касается положения закона о запрете закрывать сельскую школу без согласия схода, то его научились обходить, причём в два хода. «Сначала маленькие школы превращаются в филиалы большой. Это не требует согласия схода. Затем эти филиалы закрываются. Это опять не требует согласия схода. Закон не нарушен – школ нет!».
Объяснив, что сельская школа – это не только гарант права на образование ребёнка в селе, но и фактор сохранения российской территории, т.е. вопрос национальной безопасности, перешёл к предложениям.
«Первое. Надо вернуться к вопросу о выделении из федерального бюджета денег на повышение заработной платы на 30% всем работникам образования в регионах…
Второе. Вписать в рекомендации наших слушаний требование: отклонить закон о фактической ликвидации льгот для сельских педагогов.
Третье. Вернуть в законодательство положение о том, что сельскую школу нельзя закрыть без согласия районного совета и, возможно, другие положения, укрепляющие её статус.
Четвёртое. Поддержать и продвигать опыт макаренковского движения по превращению сельских школ в социокультурные и производственные центры.
Пятое. Запустить национальную программу «Интернет – для каждого сельского ребёнка», используя опыт южных корейцев, и действительно обеспечить сельских ребят ноутбуками и доступом в Интернет… Сельскую школу нужно не ликвидировать, но восстанавливать и преобразовывать».
В заключение напомнил депутатам новую-старую историю – диалог сельской учительницы и директора школы:
— Скажите, когда повысят зарплату?
— Вы и так получаете на 75% больше.
— Больше чего?
— Больше, чем в следующем году…
А закончил экскурсом в собственное детство: «Я – сын директора сельской школы и сельской учительницы. В селе провёл самые счастливые годы. Очень хочу, чтобы сельская школа сохранилась и делала детей счастливыми…».