29 декабря состоялось заседание Совета по делам инвалидов при президенте РФ, его вёл глава президентской администрации С. Нарышкин. Присутствовали Т. Голикова, А. Фурсенко, А. Дворкович и др. Основными вопросами повестки дня были исполнение предыдущих поручений и развитие интегрированного (инклюзивного образования).
По первому вопросу Т. Голикова прошлась по основным поручениям, по мнению правительства, исполнение большей части движется, по нашему мнению исполнение поручений движется достаточно медленно. В частности, в отношении мер государственной поддержки предприятий, использующих труд инвалидов, в частности, принятие изменений в Закон о квотировании рабочих мест для инвалидов и по многим другим вопросам.
По второму вопросу А. Фурсенко рассказывал о том, как развивается образование инвалидов, естественно в положительных тонах. Хотя по данным парламентских слушаний по этому вопросу, 200 тысяч детей с инвалидностью у нас остаются без образования. В Докладе Уполномоченного по правам человека прозвучала цифра – каждый третий ребёнок-инвалид не получает образования.
По итогам будет принята новая серия протокольных поручений, к сожалению, мы не получили проекта этих поручений, он был только у представителя администрации, остальным членам Совета эти проекты не раздавались.
Я задал министру образования и науки вопросы и успел внести несколько предложений. Мой вопрос Андрею Фурсенко был связан с тем, что президент высказал предложение по реформированию педобразования, по преобразованию некоторых педагогических университетов в межрегиональные центры педобразования. Я спросил министра, не считает ли он необходимым, в связи с ожидаемой ратификацией Конвенции о правах инвалидов, чтобы обязательным условием создания таких центров была подготовка педагогов и для коррекционных школ, и для системы инклюзивного образования. Министр согласился.
На моё выступление было отведено буквально 2-3 минуты, и за это время я успел озвучить следующие позиции:
- Поддержал идею о том, что ратифицировать Конвенцию о правах инвалидов надо как можно быстрее. Чудес не произойдёт, но при наличии ратифицированной Конвенции, будет больше оснований двигать дело вперёд, чем, если мы изберём другую тактику, а именно, сначала попытаемся подготовиться к ратификации, а потом будем её ратифицировать. Процесс подготовки будет идти более медленно, чем продвижение готового документа.
- Высказал неудовлетворение уровнем поддержки предприятий, использующих труд инвалидов. Этот уровень остался таким же, как и в 2008 году. Но при этом до половины людей, работающих на этих предприятиях, находятся или на простое, или в режиме неполного рабочего времени. Я предложил, чтобы мероприятия по поддержке предприятий, использующих труд инвалидов, строились по типу АвтоВАЗа или Дальнего Востока – необходима специальная программа.
- Отметил количество детей-инвалидов вне системы образования, сейчас мы получили две противоположные тенденции нарушения прав детей-инвалидов: когда отказываются принимать детей с инвалидностью в обычные школы или когда в целях экономии денег расформировывают специальные интернаты и переводят детей-инвалидов в обычные школы, не создавая специальных образовательных условий. Ключевая проблема интеграции – не то, чтобы ребёнок-инвалид учился в обычной школе, в то, что, где бы он не учился, для него создавались специальные образовательные условия. В противном случае, ни о каком качестве образования говорить не приходится. Мы же в последнее время, по мнению Совета работников интеллектуального труда Всероссийского общества слепых, снизили качество образования в специальных школах, в частности за счёт того, что многие современные педагоги не знают системы Брайля, не могут научить детей специальным обозначениям в области математики, физики и химии. У нас традиционно математическое образование было высококачественным, В. Садовничий говорил, что у него было два незаурядных преподавателя математики незрячих в МГУ, я уж не говорю про Портнягина, который в 1940 году получил Сталинскую премию за выдающиеся достижения в математике, слепого академика. Сейчас естественно-математическое образование для инвалидов качественно резко упало, впрочем, как и в России вообще.
Я говорил, что необходимо соблюдать принципы добровольности при развитии обеих систем, принцип права выбора родителей, в каких условиях обучать ребёнка, и соответственно, создания специальных образовательных условий.
Все выступавшие, кроме министра образования, и Людмила Швецова, и председатель комиссии в Совете высказались за то, что необходимо законодательно закрепить возможность образования инвалидов. Я озвучил три возможных варианта.
- Специальный закон, как сделано в большинстве стран мира, но у нас считают, почему-то, что отдельного закона быть не может.
- Внесение изменений в действующее законодательство, такой законопроект нами подготовлен ещё в 4-й Думе, и я надеюсь, что мы его будем вносить, хотя он имеет отрицательное заключение правительства из-за позиции Минфина и Минэкономразвития.
- Включение специальной главы и специального раздела в будущий интегрированный закон об образовании. Министерство образования склоняется к этой версии. Но это означает, что ещё как минимум три года образование инвалидов своего закона не получит, тогда как это можно было сделать прямо сейчас.
Итоги Совета будем подводить по практическим результатам. Пока хорошо, что он состоялся, но члены Совета, я думаю, ожидали от него большего.