17 января Комитет Государственной Думы по образованию рассмотрел первый в новом составе Думы законопроект и рекомендовал вынести на второе чтение проект закона о государственном финансировании образования детей в негосударственных детских садах и школах.
Хотел бы напомнить, что аналогичные положения содержались в законе «Об образовании» в редакции 1992 и 1996 годов, но были выброшены из законодательства печально знаменитым Федеральным законом № 122, известном в народе, как «закон о монетизации льгот».
Сегодняшний законопроект был поддержан депутатами всех фракций.
С моей точки зрения, в его пользу можно привести следующие аргументы:
- Мы убеждены, что «негосударственных» детей и студентов не бывает. Все дети и студенты, которые учатся в государственных и негосударственных школах, посещают государственный или не государственный детский сад, должны получать поддержку от государства. Это – идеология…
- Нам часто говорят, что ничего бесплатного не бывает, кроме сыра в мышеловке, и что кто-то должен платить за образование. Это правда. Но, хотел бы заметить, что за образование всегда платят граждане, уплачивая налоги государству. Это значит, что и те родители, которые платя налоги государству, поместили своих детей в негосударственную школу, вправе рассчитывать на свою долю расходов на образование их детей.
- В негосударственной школе в России учится около 1% всех детей и, вопреки стандартному мнению, это отнюдь не только дети представителей экономической и политической элиты, говоря попросту, богатых и управляющих. Наряду с элитарной негосударственной школой, существуют негосударственные школы для детей с ограниченными возможностями здоровья, православные школы, в которых учится много детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей из многодетных семей и так далее… Естественно, эти дети, школы и детские сады, в которых они обучаются, нуждаются в государственной поддержке.
- Надо понимать, что финансирование негосударственных школ будет проводиться по тем же нормативам, по которым финансируется государственная школа. То есть, если школа учит супербогатых детей, в суперособенных условиях, она не будет получать полного финансирования от государства, а получит финансирование в том же объеме, что и обычная государственная школа при таком же количестве детей, не более того. Поэтому, я думаю, некоторые наиболее богатые и элитарные негосударственные школы, вполне возможно, даже откажутся от финансирования, не желая связываться с проверяющими органами, дикой отчетностью и другими неудобствами, связанными с расходованием бюджетных средств. А вот тем негосударственным школам, которые учат небогатых детей, закон явно поможет.
Мы полагаем, сегодня сделан правильный шаг. Однако очень жаль, что российская образовательная политика идет по принципу: «Давайте будем преодолевать трудности, которые сами перед собой воздвигли!».
Когда в 2004 году Государственная Дума отменяла положение о финансировании негосударственной школы, я его защищал. Интересно, что тогда за сохранение этого положения проголосовали лишь депутаты фракции КПРФ и «Родина».
Если теперь до этого «дозрели» уже «Единая Россия» и ЛДПР, – дай Бог!..