6 июня, в день рождения А.С. Пушкина, отныне отмечаемого в России как День русского языка, в Государственной Думе разразились нешуточные дебаты. В своём выступлении председатель Комитета по образованию, единоросс Александр Дегтярёв говорил о российской системе образования, разоблачая, по его словам, мифы о ней. Читаешь стенограмму и не оставляет впечатление, что мы живём с ним в разных странах.
Выдержки из стенограммы ГД от 06.06.2012
Дегтярёв А.Н., председатель Комитета Государственной Думы по образованию, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
… Система образования страны, охватывающая только в своей непосредственной области свыше 40 миллионов человек, учащихся, педагогов всех ступеней образования, это своего рода лакмусовая бумажка для множества общественных процессов государства. А потому она важна со всех точек зрения, ибо аккумулирует в себе взаимодействие всех трёх участников процесса: государства, общества и личности.
Дилетанты, как правило, выхватывают из общесистемного процесса отдельные факты, события и примеры, строят на них свои домыслы и представления. Так рождаются мифы.
Миф о платном образовании, что является «чистопородной уткой», сознательно запущенной политтехнологами специально для того, чтобы дестабилизировать обстановку в обществе. Ещё раз повторяю, что это антиконституционно, и никто не намерен этого делать. Государство обязано и будет давать своим несовершеннолетним гражданам бесплатное полное общее образование в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.
Миф второй. Что в этих стандартах всего два предмета и физкультура. Неправда. Значит, здесь у меня есть этот федеральный государственный образовательный стандарт, там всё, что нужно молодому поколению для того, чтобы, как называется, встать на крыло.
Миф третий. Что число студентов – бюджетников сокращается. Даже при том, что фактическое количество выпускников школ сократилось у нас с полутора миллионов до 790 тысяч по причине «лихих» 90-х годов, это сделать невозможно, только разве сознательно и грубо нарушив закон, обязывающий госзаказ выполнять в пределах некой условной цифры, 170 студенческих мест на 10 тысяч населения. А фактически их больше – 205-210.
И, наконец, небезызвестный миф о ЕГЭ. ЕГЭ – это зло. Зло, порождённое бестолковой верхушкой образовательной системы. ЕГЭ – это порождение коррумпированной власти, стремящейся разрушить устои и принципы традиционной советской и российской системы образования.
Этот миф используется для манипуляции общественным мнением, обрастает слухами и до сих пор жив, хотя на дворе уже XXI век. И за десятилетия опыта очень много изменилось.
Для начала скажу, что система тестирования применяется во всём мире каждой крупной и средней корпорацией, во всех компаниях нашей страны. Без этого просто невозможна ни подготовка, ни аттестация кадров.
С 2007 года изменились подходы к организации этой государственной итоговой аттестации, содержанию КИМов, контрольно-измерительных материалов, которые, кстати говоря, рецензируют известные учёные из Российской академии наук, из Российской академии образования, ведущие специалисты и педагоги, лидеры школьного образования из различных регионов нашей страны….
А вот другое выступление на эту же тему, тоже депутата, но оно как-то ближе к реальности.
Шудегов В.Е., фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги!
От имени фракции я также хочу всех вас поздравить с новым для России праздником – Днём русского языка. Я надеюсь, что в ближайшие годы он станет таким же замечательным праздником и с таким же размахом мы его будем праздновать, как, например, раньше праздновали День милиции.
Конечно, нам, законодателям, для этого предстоит многое сделать. Но хочу отметить особую роль русского языка для нас, представителей национальных республик. Я здесь представляю в единственном, может быть, числе удмуртов из национальных республик и хочу отметить, что для нас он сыграл неоценимую роль в приобщении к многонациональной русской культуре и вообще к мировой цивилизации.
Уважаемые коллеги, уже говорилось сегодня, что идут единые государственные экзамены в нашей стране и сотни тысяч школьников, родителей, дедушек, бабушек и всех причастных к этим экзаменам людей, находятся в стрессовой ситуации.
Здесь уже говорилось о преимуществах ЕГЭ. Но я хочу отметить, что ни одной задачи, которая ставилась перед ЕГЭ, не удалось решить. Объективности, как мы видим, нет. Коррупционная составляющая только усилилась, перешла на другой уровень. Скандалы, которые сопровождают, уже начались. В Астрахани, как вы знаете, уже уличены в помощи при сдаче единого государственного экзамена детей высокопоставленных чиновников.
Махинации здесь используются точно такие же, как при проведении выборов: сдаются чистые листы, затем устроители экзаменов их заполняют и получают необходимые баллы для нужных детей.
Уважаемые коллеги, хочу также напомнить вам, что мы единственная партия, которая в программе своей отметила, записала в качестве отдельного пункта, чтобы Фурсенко, министра, отправить в отставку, прекратить реформы. И вот, казалось бы, поменялся министр, и что произошло? Первое же заявление, которое сделал министр, как вы уже все прекрасно знаете, заключалось в том, чтобы сократить в два раза число бюджетных мест в вузах, чтобы в три раза увеличить стоимость обучения в наших вузах, чтобы существенно в целом сократить число студентов.
Да, кстати, на всех дебатах, в которых я принимал участие, представители «ЕДИНОЙ РОССИИ» пытаются защитить своего министра, что якобы он это сделал ещё до вступления в должность. Кстати, то же самое заявлял министр Фурсенко, когда был в разгар выборной кампании в Удмуртии, когда я ему напомнил при всех присутствующих, что именно он в Год учителя вышел с инициативой о сокращении каждого шестого учителя и каждого работника высшей школы. Он стал вновь отказываться от своих слов, сказал, что это мы с Сергеем Михайловичем Мироновым придумали эту идею. Как же так? В газете «Ведомости» его интервью опубликовано. И вот сейчас аналогичная ситуация.
Коллеги, невольно напрашивается аналогия с содержанием письма министра народного просвещения Делянова, которое он направил в 1887 году Александру III. В этом письме он говорил о том, что нужно запретить учёбу детей из низших сословий в прогимназиях и гимназиях России. Естественно, в дальнейшем запрещается им учиться также и в вузах. Это письмо получило название «Циркуляр о кухаркиных детях». Для чего это было сделано, принято в тот период министром и Александром III?
Потому что уже в тот период количество мест на государственной службе, на других должностях, где требуются люди с высшим образованием, было гораздо меньше, чем выпускников вузов. И руководители в тот период решили, что если мы не сократим число студентов, они пополнят ряды бунтовщиков на улице. Невольно напрашивается аналогия с сегодняшней ситуацией?..
Сегодня министр может сократить только до 170-ти число студентов, но и этого делать ни в коем случае нельзя. Потому что повышение стоимости обучения с 60 тысяч до 200 тысяч означает лишь то, что стоимость обучения в вузе будет равна стоимости содержания одного заключённого, именно во столько — 200 рублей обходится сегодня содержание одного заключённого. Что нам выгодней? Содержать нашу молодёжь в тюрьмах, или пусть она учится, сидит в аудиториях, в библиотеках, изучает те или иные предметы?…
О примитивизации сознания говорил в тот день в Думе Олег Смолин.