Тему Единого государственного экзамена и отставки замминистра образования и науки Игоря Федюкина обсудили в программе радио России «От первого лица» Олег Смолин и ведущая, журналист Наталья Бехтина.
Олег Смолин: Что касается отставки Игоря Федюкина, – я, например, получил информацию в прошлую пятницу от высокопоставленных сотрудников Министерства образования и науки. Но при этом скажу сразу, что я, скорее, одобряю действия Игоря Федюкина в отношении плагиата среди государственных чиновников, депутатов Государственной думы и так далее.
И если отставка связана с этим делом, если она действительно произойдет, – как утверждают в Министерстве образовани и науки, это довольно вероятно, – то человек просто пострадает за правду. Повторю: если отставка будет связана с этим.
Что касается Единого государственного экзамена, – постараемся сделать вот что. Все обсуждают главным образом скандалы; давайте поговорим о более серьезных, фундаментальных вещах. Начну с того, что практически все цели, которые были поставлены перед Единым государственным экзаменом, к сожалению, не реализованы (я потом скажу о реализованной, но там тоже палка о двух концах).
Нам говорили, что не будет больше коррупции. Если верить Министерству внутренних дел, коррупция с введением ЕГЭ в штатный режим увеличилась в полтора раза. Нам говорили, что детям будет намного легче сдавать экзамены; это вопрос, потому что психологические стрессы, связанные с Единым госэкзаменом, пожалуй, превышают ситуацию, когда у ребенка был шанс попробовать поступить в несколько вузов.
Нам говорили, что ЕГЭ резко повысит объективность результатов, – уберем человеческий фактор. Однако быстро выяснилось, что когда первокурсникам пытаются давать задания, аналогичные ЕГЭ, скажем, в Московском государственном университете или в Финансовом университете при правительстве (я видел такие данные), большая часть первокурсников не подтверждает свои достижения.
Единственое, что подтвердилось, – произошло увеличение числа ребят из провинции, поступающих в вузы Москвы и Питера. С одной стороны, это хорошо, потому что у ребят из провинции появилась такая возможность. С другой стороны, – я приехал на эфир с заседания профильного комитета Совета Федерации, и там член СФ от Иркутского региона привел такие данные.
Опросили более двух с половиной тысяч старшеклассников и их родителей, и оказалось: шестьдесят восемь процентов опрошенных ребят собираются с помощью результатов ЕГЭ уехать из своего края. И восемьдесят пять процентов родителей их в этом поддерживают! Когда в советское время – плохо ли, хорошо ли, – люди уезжали учиться в Москву, они потом по распределению…
– Возвращались. Или ехали в другие регионы…
Олег Смолин: Совершенно верно! Я – депутат, пятикратно избранный от Омского региона, и я понимаю, что происходит с научными школами, с преподавательскими кадрами. Мне открыто говорили об этом коллеги из Новосибирской области, из Томска, – там признанные научные центры. Хорошо ли, что мы эти научные центры, научные школы обескровливаем, в том числе в Сибири?! Большой вопрос…