30 ноября 2013 г. в Измайлово состоялся конгресс работников образования, науки, культуры, инженерного дела, получивший по преобладающей профессиональной принадлежности участников аббревиатуру КРОН.
Инициаторами проведения конгресса выступили:
- общественное движение «Образование – для всех»;
- профсоюз работников Российской академии наук;
- общественное движение «Альтернативы»;
- профсоюзное объединение «РКК-Наука»;
- санкт-петербургский союз учёных.
На взгляд автора, конгресс имел, по меньшей мере, три предпосылки, три фактора, которые подвигли интеллигенцию на очередную попытку объединения.
Во-первых, общее оживление гражданского общества в стране. Оно началось ещё осенью 2011 г. и, среди прочего, вылилось в массовые акции протеста против фальсификации результатов думских выборов 4 декабря. Затем волна политических протестов пошла на убыль, но гражданская активность в значительной мере сохранилась.
Она и позволила провести в Измайлово конгресс в составе более 400 человек, причём без всяких административных, партийных и информационных ресурсов (за исключением Интернета) и почти без ресурсов финансовых.
Во-вторых, законодательное наступление на образование и науку, в частности, вступление в силу ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и ФЗ от 27 сентября 2013 г. № 253 «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как уже не раз говорил, первый из них позволяет резко поднять плату за присмотр и уход в детских садах, за студенческие общежития, сокращает в стране число бюджетных студентов, фактически лишает коммунальных льгот сельского учителя и т.п.
Второй передаёт власть над наукой в стране от учёных к чиновникам.
В-третьих, неудачи попыток защитить интересы конкретной отрасли силами исключительно её активистов. Наиболее ярко это проявилось в истории с так называемым реформированием Российской академии наук. Хотя, согласно августовскому (2013 г.) опросу исследовательского холдинга «Ромир», академия наук стала рекордсменом общественного доверия в стране, получив 67% поддержки граждан – больше, чем неизменно лидировавший прежде президент, – учёным, включая профсоюз РАН, не удалось самостоятельно добиться провала будущего Федерального закона № 253 или хотя бы его радикального улучшения. Тогда в профсоюзе РАН и была осознана необходимость объединить усилия с другими общественными организациями и движениями, целью которых является защита интеллектуального потенциала нации. Руководители профсоюза РАН прямо заявляли об этом не только на подготовительных совещаниях конгресса, но и публичных пресс-конференциях.
КРОН – аббревиатура не только мероприятия, но и коалиции движений и организаций. В настоящее время об участии в ней заявили уже 11 общественных структур. При этом во многих отношениях коалиция идёт тем же путём, которым шло движение «Образование – для всех». Оба общественных объединения:
- представляют собой неформальные союзы уже существующих общественных структур и их активистов;
- имеют открытый характер;
- включают организации, выражающие интересы по преимуществу интеллигенции;
- не имеют выраженной партийно-политической принадлежности. Большинство руководителей и активистов беспартийные;
- видят своё предназначение и главную цель в защите и развитии интеллектуального и человеческого потенциала страны;
- являются демократическими по организационной структуре.
В частности, в отношении КРОН принято решение об избрании его сопредседателей. Сопредседателями стали:
Бузгалин А.В. (координатор общественного движения «Альтернативы»),
Дмитриева О.Г. (Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, заместитель Председателя фракции «Справедливая Россия»),
Дроздов Б.В. (Председатель научно-технического общества радиотехники, электроники и связи им. А.С. Попова),
Калинушкин В.П. (Председатель профсоюза работников Российской академии наук),
Кашин Б.С. (академик РАН, председатель движения «За возрождение отечественной науки», депутат Государственной Думы),
Миронов А.С. (Председатель профсоюзного объединения «РКК-Наука»),
Смолин О.Н. (Председатель общественного движения «Образование – для всех», Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по образованию),
Фомина Л.С. (Председатель Московской городской организации «Российский профсоюз работников культуры),
Эпштейн Д.Б. (Председатель санкт-петербургского союза ученых).
Вместе с тем, как уже отмечалось, КРОН представляет собой попытку расширения социальной базы движения в защиту интеллекта и культуры нации за счёт организаций, действующих в сфере не только образования, но также науки, культуры и даже производства (ассоциации изобретателей, инженеров и т.п.).
Подобно конгрессам движения «Образование – для всех», пленарная часть КРОН была максимально дебюрократизирована. В частности, вместо длинных докладов приглашённым на сцену известным общественным деятелям было предложено выделить главную, на их взгляд, проблему образования, науки или культуры, описать её состояние и предложить пути решения. Помимо названых в числе сопредседателей, на пленарном заседании выступили: известный кинорежиссер Геннадий Полока; секретарь московского горкома профсоюза работников образования и науки Владимир Дёмин; депутат Госдумы Валентин Романов (фракция КПРФ); лидер фракции КПРФ в Московской городской Думе Андрей Клычков и др.
Учитывая разнообразие участников конгресса по принадлежности к социальным группам, в качестве самой важной проблемы автор выделил реальную угрозу исчезновения интеллигенции как особого явления российской культуры и привёл следующие доказательства:
- стремительное падение уровня образованности населения (интеллектуальная катастрофа);
- вытеснение из массового сознания научных представлений, замена их религиозными (как правило, в примитивной форме), либо суеверием;
- «кризис чтения»;
- значительное (а в отношении учёных – радикальное) падение численности основных профессиональных отрядов работников интеллектуального труда;
- резкое снижение их социального статуса, в т.ч. в отношении заработной платы, иных социальных гарантий и общественного престижа;
- «утечка умов», причём не только за рубеж, но в ещё большем количестве в сферу неквалифицированного труда;
- угрожающее падение уровня общественной морали (духовно-нравственная катастрофа);
- резкое снижение доли граждан, ориентирующихся на постматериальные (духовные) ценности;
- замена на официальном уровне в отношении интеллигенции представления о миссии служения (обществу, народу, человеку) идеологемой оказания услуг (обслуживания потребителя);
- явное преобладание в политике и общественной жизни контрпросветительских тенденций над просветительскими и т.п.
Конгресс принял специальную «Резолюцию Конгресса работников сфер образования, культуры, науки и техники». Среди её положений отмечу два.
Во-первых, идея создания специального экспертного совета для разработки стратегии развития России и её интеллектуального потенциала.
Во-вторых, инициирование вопроса о подготовке референдумов об отмене федеральных законов:
от 8 мая 2010 г. № 83 – о всеобщей коммерциализации образования, науки, культуры, социальной сферы;
от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
от 27 сентября 2013 г. № 253 – о так называемом реформировании Российской академии наук.
Предлагая включить тему референдумов в резолюцию, автор, конечно, понимал, что, согласно Федеральному конституционному закону «О референдуме Российской Федерации» (от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ), провести всенародное голосование по этим вопросам почти невозможно. Политическая элита, которая активно использовала плебисцитарную демократию в 1990-х для разрушения прежней системы и укрепления своего положения, в 2000-х сделала всё, чтобы Конституция РФ в этой части практически перестала действовать. Однако сама инициатива такого рода может стать важным информационным поводом не только для общественных дискуссий, но для оживления затихших общественных протестов против названных выше законов.
Избирая аббревиатуру КРОН, инициаторы конгресса ассоциировали её, конечно, не с античным богом – отцом Зевса, но, скорее, с кроной дерева духовной и материальной культуры, ветвями которого являются её составляющие – наука, образование, искусство, просветительство, инженерное дело и другие.
Что касается перспектив нового общественного объединения, то их определит только время.