Этот образ Булата Окуджавы вспомнился мне, когда услышал о кончине Людмилы Ивановны Швецовой – кончине не только ранней, но символичной и парадоксальной.
Символичной – потому что, проработав всю жизнь в комсомоле, она умерла в день его рождения, 29 октября.
Парадоксальной – потому что, возглавляя много лет весь социальный блок в московском правительстве, и имея возможность пользоваться всеми благами столичной медицины, она не уследила за онкологической болезнью на ранней стадии.
С Людмилой Ивановной мы много лет работали в одном социальном пространстве, на параллельных курсах, но иногда пересекались.
Вспоминаю, как вместе открывали в школе Ямбурга памятник Булату Окуджаве и вместе пели его песни.
Как в 2012 году она защищала от меня федеральный закон об образовании. А уже в 2014-м признала, что закон принят с ошибками, и предложила исправлять. Признание ошибок для политика – сила, а не слабость.
Одно из самых ярких воспоминаний – выборы в Мосгордуму 2009 года, где мы оказались в прямой дискуссии на одной из московских радиостанций.
Вот фрагмент по памяти.
Л. Швецова:
— Олег Николаевич, разве вы не признаете, что политика правительства Москвы имеет социальный характер? Это заслуга «Единой России», в которой состоим мы с Юрием Лужковым.
О. Смолин:
— Людмила Ивановна, я сторонник того, чтобы говорить правду всегда и даже перед выборами. Политика правительства Москвы действительно гораздо более социальна, чем политика правительства России и большинства регионов. Да только «Единая Россия» здесь не при чем.
Л. Швецова:
— Как не при чем? Мы же представляем «Единую Россию»!
О. Смолин:
— То, что вы делаете хорошего, делается не благодаря, а вопреки политике «Единой России». И вот вам доказательство.
Мосгордума неоднократно вносила в думу государственную хорошие, полезные законы социальной направленности. Но привожу вам результаты голосований по этим законам.… Как видите, в Госдуме вас поддерживала оппозиция, прежде всего КПРФ, а проваливала ваши хорошие законы как раз «Единая Россия». В этом и выражается ее политика. Так что московскую социальную политику мы во многом поддерживаем, но антисоциальную политику «Единой России» поддержать не можем никак.
Под занавес я подарил Людмиле Ивановне цветы и поздравил ее с наступающим Днем рождения.
Но наши призывы, за кого голосовать, разошлись радикально.
Предполагаю, что советское воспитание и многолетняя комсомольско-пионерская работа как раз и сделали Людмилу Швецову тем политиком, который стремился проводить социально-ориентированный курс, насколько это вообще возможно при существующем в России олигархическом капитализме.
Думаю, несколько миллионов москвичей и не только москвичей, нуждающихся в поддержке государства, будут вспоминать Людмилу Ивановну добрым словом и жалеть о её ранней смерти. Среди них и я.