Становиться свидетелями случаев действий или высказываний, задевающих чувства верующих, приходилось 24% опрошенных ВЦИОМ россиян (среди православных – 24%, среди неверующих – 16%). Не кажется ли вам, что именно неприятие оскорблений веры – в том числе чужой – и позволило в России веками мирно уживаться представителям разных религий? — корреспондент Regions.ru обратился с вопросами к парламентариям.
Олег Смолин: Ну во-первых, ни поддержка западным обществом Pussy Riot, ни общеевропейская акция «Я – Шарли», восторгов у меня не вызывали. Я абсолютно уверен, что чувства верующих, как равно и неверующих, нужно уважать.
Но одновременно очень важно, чтобы эта общая установка на уважение друг друга, нашедшая отражение в опросе ВЦИОМ, не превращалась в преследование людей с другими взглядами. В противном случае мы начнем запрещать в России Вольтера, письмо Белинского к Гоголю, и в конце-концов, сказку «О попе и его работнике Балде» Александра Сергеевича Пушкина.
Повторю, что уважать нужно и чувства верующих, и чувства не верующих. Кстати, никто иной, как Николай Бердяев, один из ведущих христианских философов, в свое время написал, что русский нигилизм ХIХ века в своих истоках был движим религиозными мотивами, возник на духовной почве православия.
Нельзя также забывать, что Россия – государство светское. И когда под предлогом защиты чувств верующих запрещают или ограничивают проявления светской культуры – это я считаю недопустимым. Здесь необходимо искать разумное равновесие.
Кроме того, сегодня нам очень важно понимать, что традиционный ислам – это, возможно, самое мощное средство против исламского фундаментализма. Поэтому я считаю, что мы должны поддерживать все наши традиционные конфессии, включая традиционный ислам. Надеюсь, что нам удастся это сделать, хотя мы понимаем, что уже чуть ли не 2 тысячи российских граждан воюют на стороне т.н. ИГИЛ.
Еще раз подчеркну, что необходимо и важно взаимное уважение людей с разными взглядами – как людей светских, так и принадлежащих к той или иной религиозной конфессии.