Интервью журналу «Директор ссуза»


Интервью журналу «Директор ссуза»

Несмотря на то, что система образования остается одной из самых консервативных отраслей, в последнее время именно в этой сфере происходят события, которые дают пищу для серьезных общественных дискуссий. «Директор ссуза» обсудил их с депутатом Государственной Думы РФ, Первым заместителем Председателя комитета по образованию, председателем общественного движения «Образование – для всех» Олегом Смолиным.

Олег Николаевич, когда страна взяла курс на импортозамещение, было много разговоров и надежд на то, что такая ситуация будет способствовать развитию системы СПО. С вашей точки зрения, оправдались эти прогнозы?

– Отчасти да. Политика импортозамещения оказывает позитивное влияние на развитие промышленности в России, которая в свою очередь делает заказ на подготовку специалистов учреждениям профессионального образования.

Однако не все так однозначно – импорт из одной страны заменили импортом из другой. Не так давно представители Союза промышленников и предпринимателей – и я, замечу, солидарен с ними – заявляли о том, что одного только импортозамещения мало. России нужна новая индустриализация. Озвучу цифры, которые приводились на одном из заседаний Московского экономического форума. В эпоху так называемого застоя наша страна производила в год порядка 200 тыс. тракторов. Сейчас мы выпускаем 1 тысячу. Похожая ситуация в сфере станкостроения.

Как вы оцениваете цифры расходных статей бюджета страны на 2016 год, которые планируется направить на развитие образования и науки?

– Решение о сокращении финансирования ряда статей, направленных на поддержку отрасли, требует пересмотра.

Если перефразировать известное изречение Дмитрия Менделеева, можно сказать, что экономить на образовании, то же самое, что и топить печь ассигнациями.

Кроме того, мы сейчас констатируем хроническое недофинансирование системы СПО. По нашим оценкам, финансирование системы образования в целом составляет половину от необходимого. Что же касается СПО, то потребность в 3-4 раза больше, чем выделяется средств. В федеральном бюджете расходы на среднее профессиональное образование растут гораздо медленнее, чем на высшую школу. Это представляется недопустимым.

Финансирование образования в кризис – это отдельная тема для разговора. Сейчас предлагается сокращение расходов по всем направлениям. Но более разумным может оказаться увеличение вложений в образование. Объясню почему. За любым кризисом следует рост, который обязательно потребует квалифицированных кадров. Кроме того, доступное и качественное образование позволит удержать молодых людей в стенах учебных заведений, в аудиториях. Молодежь – это фактор, который определяет политическую стабильность или нестабильности в стране.

Сейчас же федеральная концепция развития образования до 2020 года предполагает реорганизацию и в конечном счете закрытие почти 40% вузов и 80% их филиалов. Ничего подобного ни в одной стране мира не происходит. А если обратиться к отечественной истории, то накануне Великой Отечественной войны в стране было открыто более 700 вузов.

Однако, не считаете ли вы, что сокращение мест в вузах скажется позитивным образом на системе среднего профобразования и подготовке рабочих кадров?

– Согласен. Это отчасти увеличивает возможности развития среднего профобразовния. Правда, в данном случае это замещение будет иметь ограниченный характер. В частности, потому что среднее образование общедоступно и бесплатно. Сомневаюсь, что бюджеты регионов РФ позволят расширить прием в СПО, а стимулы для промышленников, которые могли бы сыграть свою роль в увеличении приема, имеют ограниченный характер.

К тому же ряд экспертов полагает, что из-за слияния НПО и СПО произойдет перетекание кадров из программы подготовки рабочих специальностей в программы подготовки специалистов среднего звена. И тогда кризис в сфере подготовки рабочих высокой квалификации неизбежен. Надеюсь, что эти прогнозы не подтвердятся.

После передачи всех учреждений СПО в ведение регионов очень скоро начался обратный процесс, когда часть учреждений среднего образования вернули в ведение федеральных ведомств. Как вы оцениваете эти процессы?

– Не раз уже было сказано, что передача учреждений СПО в регионы породила нарушение принципов единой федеральной образовательной политики. В свое время Министерство образования и науки, по моим данным, было против такой передачи, но на этом настоял Минфин. Сейчас говорят о возращении части учреждений на федеральный уровень, но в нынешних условиях это также приводит к неисполнению той статьи Конституции РФ, которая говорит о том, что на всей территории страны должна проводиться единая образовательная политика. Но разница бюджетной обеспеченности одного жителя, скажем, Москвы и Ингушетии составляет 40 раз. Разница финансирования одного ученика между регионами может достигать 10 раз.

Одна из главных проблем сферы образования, о которой говорят и педагоги, и руководители учреждений – выросшее число отчетов, забюрократизированность многих процессов.

– По официальным данным думского комитета по образованию, каждое учебное заведение готовит в год около 300 отчетов по 12 тысячам показателям. Почти 80% этой работы ложится на педагога.

Такой тотальный бюрократический контроль уничтожил единственный плюс, который содержался в Федеральном законе об автономных, бюджетных и казенных учреждениях – расширение экономической самостоятельности.

В Госдуме была создана рабочая группа, которая занимается выработкой рекомендаций для исправления этой недопустимой, по моему мнению, ситуации.

Можно отметить две ключевые рекомендации. У каждого учебного заведения есть свой сайт в Интернете. На нем может располагаться вся необходимая информация. Чиновники могут брать оттуда то, что им необходимо, и не мучить учреждение отчетами. Сейчас проверки в учебных заведениях в общей сложности длятся 2-3 месяца в год. Рабочая группа при Госдуме предлагает проводить одну комплексную проверку в начале учебного года – и все.

Происходят изменения и в системе Единого государственного экзамена. Наверное, одно из самых обсуждаемых событий в сфере образования – возвращение сочинения.

– Мы с коллегами приветствуем те изменения, что сейчас происходят в системе ЕГЭ: уход от тестоподобных заданий, появление сочинений. Хотя, по моему мнению, надо было возвращать его не в форме допуска к ЕГЭ, а вместо ЕГЭ.

Надо возвращать в школу литературу не как школьный предмет, а как «воспитание души». Убежден, необходимо отменить ЕГЭ по литературе и ввести либо обязательный устный экзамен, либо письменный, в виде сочинения, чтобы дети могли выбрать и показать лучшее, на что они способны. Возможно, такую практику стоит распространить и на обучение в системе СПО. Литература – это мощнейшее средство воспитания, от которого мы отказываться не должны.

Столько лет уже наша страна сдает единый госэкзамен, однако эта система постоянно преподносит нам новые сюрпризы. Не скажу, что приятные.

Не так давно мне рассказали, что в одном из районов Омской области столкнулись с проблемой набора в 10 классы – сельские ребята боятся не получить высокие баллы ЕГЭ, а учителя не хотят ухудшать показатели. И все настроены на получение высшего образование через систему СПО.

Я всегда выступал за право выпускников СПО поступать в вузы без ЕГЭ. Хочу отметить, что подготовлен законопроект, который мы намерены представить на одном из заседаний Госдумы, о восстановлении права тех, кто окончил школу до 2009 года, поступать в вуз без сдачи ЕГЭ.

В одной из калужских школ не так давно решились на эксперимент. Теперь в начале каждого учебного дня школьники исполняют гимн России. Как вы относитесь к такой инициативе?

– Гимн страны должен исполняться не очень часто, но по торжественным, особым случаям. И тогда его звучание будет связано с положительными эмоциями. Я с огромным чувством гордости слушал наш гимн, когда на Паралимпийских играх российские спортсмены стояли на верхних ступеньках пьедестала почета.

Психологи утверждают, что директивами, навязыванием можно вызвать сильную обратную реакцию. Злоупотреблять в случае с исполнением гимна явно не стоит. Если мы все патриотическое воспитание сведем к подобному ежедневному ритуалу, то, выражаясь метафорически, пар может уйти в свисток.

Для решения многих проблем в сфере образования необходимо поднимать статус педагога. Как может решаться этот вопрос?

– Майские указы президента предполагают, что надо поднимать заработную плату до средней по региону. Сейчас можно констатировать ее отставание от средней по региону, по отраслям промышленности и т.д. Бюджет 2015 года предполагал индексацию оплаты труда работников бюджетной сферы на 5,5%. Однако уровень инфляция уже достиг отметки в 16%.

Есть и еще один момент. В разговоре о повышении заработной платы педагогам надо исходить из того, что зарплата школьного учителя должна быть не ниже средней по региону и по стране – подчеркиваю – за одну ставку. Оплата труда педагогов СПО должна быть в 1,5 раза выше средней по региону, преподавателей высшего школы – в 2 раза. Сейчас, по данным Общероссийского народного фронта, в школе учитель выдает в среднем 28 часов в неделю, в сельских школах эта цифра может доходить до 40 часов. Какое будет качество работы в таких условиях? Будет ли у педагога время, силы и желание работать над собой. Ведь самое главное – не дать урок, а подготовиться к нему.

Для системы СПО одним из ключевых остается вопрос взаимодействия бизнеса и учреждений образования. Можно ли, по вашему мнению, сделать такие связи более активными?

– Для этого, в частности, надо изменить налоговое стимулирование бизнеса. Сейчас сложилась парадоксальная ситуация. Если инвестор хочет вложить деньги в развитие учреждения СПО, то сначала он должен показать прибыль и заплатить налог, а потом уже помочь. Получается, что мы наказываем тех, кто вкладывает деньги в развитие и подготовку кадров.

Я не раз говорил, что основные проблемы системы СПО лежат вне ее самой, но в политике, поддержке отечественной промышленности. Убежден: когда мы перейдем от политики импортозамещения к политике индустриализации, когда будет принята программа индустриального развития страны, у руководителей профессиональных учебных заведений будет гораздо меньше проблем, потому что промышленность будет заинтересована в их решении.

temp_anons:
Несмотря на то, что система образования остается одной из самых консервативных отраслей, в последнее время именно в этой сфере происходят события, которые дают пищу для серьезных общественных дискуссий. «Директор ссуза» обсудил их с депутатом Государственной Думы РФ, Первым заместителем Председателя комитета по образованию, председателем общественного движения «Образование – для всех» Олегом Смолиным.