Почти половине россиян не хватает справедливости. Согласно недавнему опросу ВЦИОМ, 48% россиян уверены, что закон в нашей стране применяется избирательно и что богатым и близким к власти гражданам слишком многое сходит с рук.
Социологи считают, что это свидетельствует о растущем социальном неравенстве и напряжении в обществе, которое, будучи оставленным без внимания, рискует вылиться в гораздо большие проблемы для государства.
Корреспондент Regions.ru поинтересовался у парламентариев: Удивляют ли Вас полученные социологами результаты? Считаете ли Вы, что проблема настолько серьезна или «поговорят и забудут»? Согласны ли, что закон применяется избирательно, и почему? Почему в обществе растет запрос на справедливость, и как удовлетворить этот запрос?
Олег Смолин: Меня действительно удивляет, что только 48%, а не 88% российских граждан заявляют сегодня, что им не хватает социальной справедливости. Если верить зарубежным исследованиям, в частности, агентства Credit Suisse, то в России всего 1% населения владеет 71% национального богатства. Это рекорд среди стран «Большой двадцатки».
Теперь что касается неодинакового применения закона. Мы сейчас видим, как достаточно часто за разного рода грехи под внимание правоохранительных органов попадают чиновники среднего звена. Но достаточно посмотреть на историю Сердюкова и Васильевой, чтобы убедиться, что избирательное правосудие в России существует.
Я согласен с социологами, что данные опроса свидетельствуют о растущем социальном неравенстве, которое в свою очередь может вызвать усиление общественной напряженности. Об этом многократно говорилось в том числе и в Государственной Думе. Естественно, это очень большая проблема, о которой нельзя просто поговорить, а потом забыть.
Напомню еще одни интересные данные, которые выявила уже наша партия. Еще до обвала курса рубля мы сравнили производительность труда и минимальную зарплату в России и во Франции. Выяснилось, что разница в производительности труда была в 2,5 раза не в нашу пользу, а минимальная зарплата отличалась примерно в 9 раз! То есть проблема не в том, что мы работаем хуже французов, а в том, что национальные богатства у нас делятся гораздо более несправедливо, чем в той же самой Франции.
Ответ на вопрос «Что делать?» давно и всем очевиден. Нужно уменьшать социальное неравенство. Достигается это разными способами. Первый и наиболее эффективный – это прогрессивная система налогообложения. Россия – единственная из стран «Большой двадцатки», которая имеет плоскую налоговую шкалу. В Госдуме мы и другие депутаты много раз предлагали законопроекты о прогрессивном налогообложении. Однако все они отклонялись коллегами из «Единой России» на том основании, что повышать налоги до 2018 года нельзя. Самое интересное, что при этом постоянно вводятся разнообразные косвенные налоги для подавляющей части населения. То есть налоги повышаются для всех, кроме т.н. олигархов.
Есть еще одна важнейшая мера, предусмотренная программой КПРФ. С нашей точки зрения, в процессе приватизации назначенным олигархам абсолютно несправедливо была передана значительная часть природных богатств России. Исходя из этого, мы считаем, что сегодня будет вполне оправдано провести национализацию. Напомню, что в Норвегии государству достается примерно 70% доходов от нефти и газа, а в России – лишь около 30%. Поэтому вполне допустимой мы считаем национализацию тех российских компаний, которые, как говорится, даром получили от государства возможность иметь огромные доходы от природных богатств страны.
Реализация этих двух ключевых мер позволила бы нам получить уровень неравенства, хотя бы более-менее соответствующий ситуации в экономически успешных европейских странах. И в соответствии с регулярно проводящимися нами соцопросами, такие меры поддерживают не менее 70% граждан страны.