На сей момент я поддерживаю большинство инициатив министра Ольги Васильевой, в том числе и данное предложение. Хотя мне кажется, что его можно было бы немножко отредактировать.
Напомню, что в 1998 году тогдашний министр образования Андрей Фурсенко заявил следующее. По его словам, прежняя школа была плохая, потому что она воспитывала творца, а современная школа должна быть хорошей и воспитывать квалифицированного потребителя. Конечно, квалифицированного потребителя тоже надо воспитывать, но если все будут потреблять, то кто будет тогда создавать?!
Второе. Мы забыли одного из пророков в нашем Отечестве – Антона Семеновича Макаренко. А между прочим, его признают одним из лучших педагогов ХХ века. Он входит в пятерку самых больших знаменитостей в области образования во всем мире. И вот одна из ключевых идей педагогики Макаренко – это как раз соединение воспитания с производительным трудом.
Поэтому я считаю, что школьникам надо не просто вернуть определенные обязанности по самообслуживанию и уборке помещений, в которых они учатся. На мой взгляд, нам необходимо восстановить трудовое воспитание, что называется, по полной программе.
В свое время мы, незрячие ребята, вскапывали пришкольный участок, сажали деревья, занимались другими видами труда. Мы немножко ворчали, нам казалось, что нас «перегружают». Но никому и в голову не приходило, что мы не должны работать на самих себя, а должны ждать, пока за нас начнут работать какие-то там гастарбайтеры или кто-то еще.
Да, сегодня у нас рыночная экономика. Но и рыночная экономика бывает разной. Бывает капитализм производительный, в духе Макса Вебера, а бывает торгово-ростовщический, какой, к сожалению, сформировался во многом в России. Так вот, если мы не хотим, чтобы наша экономика и дальше развивалась в рамках торгово-ростовщического капитализма, нам надо воспитывать в людях уважение к труду и стремление трудиться, а не стремление потреблять.
Поэтому, повторяю: я бы, наверное, отредактировал предложение Ольги Васильевой, но в основе я бы его поддержал.
Комментарий к статье Школа должна воспитывать не потребителя, а созидателя: парламентарии о приучении детей к труду